Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях
11 августа 1995 года N 135-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Принят
Государственной Думой
7 июля 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2006 N 276-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Благотворительная деятельность
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статья 2. Цели благотворительной деятельности
1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охраны окружающей среды и защиты животных;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
содействия добровольческой деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.
(п. 3 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности
1. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
Законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ)
2. Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
(абзац введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности
1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Статья 5. Участники благотворительной деятельности
Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.
Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Статья 6. Благотворительная организация
1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
2. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.
Статья 7. Формы благотворительных организаций
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Статья 7.1. Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности
(введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
1. Условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.
2. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
3. Договоры, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть заключен в письменной форме.
Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 8. Учредители благотворительной организации
Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.
Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации
1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.
3. Решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией
1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.
2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:
изменение устава благотворительной организации;
образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение благотворительных программ;
утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;
принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;
принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).
3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.
Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации
1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке.
2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.
3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 12. Деятельность благотворительной организации
1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.
2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.
3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.
Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации
1. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
2. Создание российской благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территориях иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их благотворительной организацией и действуют на основании утвержденных ею положений. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и на балансе создавшей их благотворительной организации.
4. Руководители филиалов и представительств назначаются высшим органом управления благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией.
5. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их благотворительной организации. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшая их благотворительная организация.
Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций
1. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в реализации уставных целей.
2. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является некоммерческой организацией.
3. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
4. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.
Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации
Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:
взносы учредителей благотворительной организации;
членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
труд добровольцев;
иные не запрещенные законом источники.
Статья 16. Имущество благотворительной организации
1. В собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами; результаты интеллектуальной деятельности.
2. Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.
3. Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
4. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
5. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.
Статья 17. Благотворительная программа
1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.
2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.
Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности.
2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)
Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности
1. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
3. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
4. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.
6. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.
7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.
Статья 20. Ответственность благотворительной организации
1. В случаях нарушения настоящего Федерального закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение статьи 12 настоящего Федерального закона, взыскиваются в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты.
5. Споры между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотворительные цели, об использовании этих средств рассматриваются в судебном порядке.
Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности
1. Участники благотворительной деятельности вправе осуществлять международную благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Международная благотворительная деятельность осуществляется путем участия в международных благотворительных проектах, участия в работе международных благотворительных организаций, взаимодействия с зарубежными партнерами в соответствующей сфере благотворительной деятельности, а также в любой иной форме, принятой в международной практике и не противоречащей законодательству Российской Федерации, нормам и принципам международного права.
3. Благотворительная организация вправе открывать счета в учреждениях банков других государств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Благотворительная организация имеет право на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций. Использование указанных пожертвований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на благотворительные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют лишь в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июля 2009 г. N 1054-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (далее - Концепция).
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в 2009 - 2010 годах Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчества;
учитывать положения Концепции при подготовке региональных программ социально-экономического развития.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2009 г. N 1054-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Введение
Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Благотворительная и добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. Важным шагом в развитии благотворительной деятельности стало формирование законодательства Российской Федерации о целевом капитале некоммерческих организаций.
В то же время остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность. Это связано, в частности, с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям. Чуть более половины граждан полагают, что большинству российских благотворительных организаций можно доверять. Невысокий уровень доверия к субъектам благотворительной и добровольческой деятельности со стороны общества связан с недостатком информации о деятельности таких организаций и добровольцев, мотивации, целях и ее реальных результатах. Сказываются неразвитость инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности и недостаточная эффективность применения налоговых льгот, предоставляемых в связи с благотворительной и добровольческой деятельностью граждан и организаций.
Основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.
Основными задачами содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности, связанными с реализацией конституционного принципа поощрения благотворительной деятельности, являются:
обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям;
формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;
обеспечение роста числа благотворительных организаций, в том числе частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;
содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;
развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.
Приоритетным направлением является содействие развитию благотворительных организаций, институционализации благотворительности и добровольчества, так как только организованная благотворительность может обеспечить расширение масштабов благотворительной и добровольческой деятельности и повышение ее результативности, а также развитие культуры благотворительности в обществе.
Реализация задач содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества предполагает активизацию механизмов самоорганизации участников благотворительной деятельности, саморегулирования благотворительных организаций на принципах партнерского взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
II. Основные направления содействия развитию
благотворительной и добровольческой деятельности
1. Содействие развитию благотворительной и добровольческой
деятельности физических лиц и организаций
Основными задачами, направленными на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан, являются:
расширение налоговых стимулов для участия граждан в благотворительной деятельности. Для этого предполагается распространить право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы произведенных налогоплательщиками пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям, работающим в приоритетных, общественно значимых направлениях, вне зависимости от получения ими бюджетного финансирования, а также пожертвований, осуществляемых на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций;
исключение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
в перспективе целесообразно рассмотрение вопроса о предоставлении права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (в пределах устанавливаемых в законодательстве Российской Федерации ограничений в виде доли полученных организацией, осуществившей пожертвования, доходов и предельной суммы вычитаемых пожертвований в год) расходы в виде осуществляемых налогоплательщиками благотворительных пожертвований, ограничив также круг таких пожертвований на 1-м этапе пожертвованиями на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. По результатам анализа практики применения этой нормы в дальнейшем предполагается рассмотрение вопроса о возможности распространения указанной нормы на правила учета в целях налога на прибыль организаций иных пожертвований, в том числе пожертвований некоммерческим организациям;
формирование культуры участия в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширение моральных и иных стимулов для участия в добровольческой и благотворительной деятельности;
содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению корпоративной социальной отчетности.
2. Содействие развитию институтов благотворительности
В целях содействия развитию институтов благотворительности предусматривается включение в законодательство Российской Федерации о благотворительной деятельности следующих положений:
социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание безвозмездной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения;
безвозмездное изготовление и распространение социальной рекламы;
содействие развитию научно-технического творчества молодежи;
содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций.
Необходимо расширить перечень организационно-правовых форм, в которых возможно создание благотворительных организаций.
В перспективе целесообразно рассмотреть вопрос об установлении особого порядка налогообложения некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, налогом на прибыль, предполагающего освобождение их доходов, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от указанного налога при соблюдении ограничений и условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью.
В отношении более широкого круга некоммерческих организаций предусматривается рассмотреть вопрос относительно возможности предоставления права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций формирование резервов на осуществление уставной деятельности.
Необходимо расширить перечень видов доходов, не облагаемых налогом на прибыль в качестве целевых поступлений в некоммерческие организации, включив в него субсидии, предоставляемые из бюджетов разных уровней, а также на услуги (работы), оказанные безвозмездно в целях поддержки уставной некоммерческой деятельности некоммерческих организаций и их содержания, и на труд добровольцев.
Предполагается принятие решения о расширении перечня областей деятельности некоммерческих организаций, гранты на поддержку которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль благотворительных организаций, с включением в этот перечень деятельности в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта (за исключением профессионального спорта) и других областях.
Предусматривается предоставление права органам государственной власти и местного самоуправления утверждать перечень государственного имущества и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) благотворительным организациям, а также иным некоммерческим организациям, занимающимся социально значимыми видами деятельности.
Развитие системы добровольных стандартов, этических кодексов и механизмов саморегулирования среды благотворительных организаций будет способствовать совершенствованию благотворительной деятельности.
3. Содействие эффективному привлечению благотворительной
и добровольческой помощи государственными и муниципальными
учреждениями и иными некоммерческими организациями.
Устранение барьеров в предоставлении благотворительной
помощи физическим лицам
Значимым условием повышения результативности благотворительной деятельности является развитие эффективных механизмов участия благотворительных организаций в деятельности органов управления государственных и муниципальных учреждений, а также иных некоммерческих организаций, являющихся получателями благотворительной и добровольческой помощи.
Необходимо обеспечить формирование благоприятных условий для развития института целевого капитала некоммерческих организаций.
Целесообразно предоставить возможность осуществлять формирование и пополнение целевого капитала некоммерческих организаций через пожертвование ценных бумаг и недвижимого имущества.
С учетом правоприменительной практики будет осуществляться постепенное расширение перечня видов деятельности, финансирование которой допускается из средств целевого капитала некоммерческих организаций.
Фактором, сдерживающим развитие благотворительности, является используемая в некоторых регионах и муниципальных образованиях практика сокращения в течение года объемов финансирования бюджетного учреждения исходя из объемов полученных им благотворительных пожертвований. Необходимо создание нормативной правовой базы, исключающей подобную практику.
В перспективе следует решить вопрос о расширении категорий материальной помощи, получение которой от благотворительных организаций освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц (в настоящее время такое освобождение распространяется только на единовременную материальную помощь).
Для успешного развития добровольческой деятельности необходимо усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу, а также обеспечить создание условий, которые позволят государственным и муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям принимать труд добровольцев (волонтеров) и при необходимости обеспечивать их на время труда определенными социальными гарантиями.
4. Содействие развитию института социальной рекламы
Одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы. В этой связи необходимо:
четко разграничить в законодательстве Российской Федерации понятия "реклама" и "социальная реклама";
обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение, включая формирование критериев качества социальной рекламы и проведение оценки ее эффективности, а также проведение общественных слушаний по вопросам организации кампаний в сфере социальной рекламы, финансируемых из бюджетных источников, и проведение исследований для определения приоритетных и актуальных тем социальной рекламы, способов их подачи и оценки эффективности.
III. Развитие механизмов поддержки
благотворительной деятельности
Задачи повышения эффективности мер по реализации социальной политики государства требуют использования потенциала участников благотворительной деятельности в разработке и реализации социальных программ, программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и местном уровнях.
Необходимо повсеместное распространение практики включения участников благотворительной деятельности в соответствующие экспертные советы и рабочие группы, а также учет их позиций в рамках процедур принятия соответствующих решений. Одновременно такой механизм будет содействовать формированию системы согласованных приоритетов государственной социальной политики и благотворительной деятельности.
Важным инструментом поддержки благотворительных программ является предоставление субсидий получателям благотворительных пожертвований из бюджетов разных уровней с учетом накопленного опыта государственной поддержки неправительственных организаций. Такие механизмы позволят эффективно дополнять финансирование благотворительными организациями успешных социальных проектов.
Необходимо обеспечить развитие инфраструктуры содействия массовой благотворительной деятельности и добровольчеству, включая предоставление поддержки формированию и деятельности региональных и муниципальных центров добровольчества, а также организаций, реализующих практику сбора пожертвований населения.
Предусматривается предоставление широкой информационной и консультационной поддержки благотворительным организациям и иным участникам благотворительной деятельности.
Необходимо развивать тематические информационные ресурсы в сети Интернет, выпуск специализированных изданий, проведение конкурсов, организацию семинаров и конференций, а также осуществлять поддержку самоорганизации благотворительных организаций, проведению регулярных исследований в области благотворительности и мониторинга участия граждан и других заинтересованных сторон в благотворительной и добровольческой деятельности, что даст возможность быстрому развитию благотворительной и добровольческой деятельности.
Повышение уровня доверия к благотворительным организациям мерами информационной политики является необходимым средством активизации потенциала благотворительности и добровольчества и позволит существенно увеличить ресурсы, вовлеченные в эту сферу.
В этой связи необходимо обеспечить целенаправленное распространение в средствах массовой информации материалов о благотворительной и добровольческой деятельности, благотворительных организациях и добровольцах, а также содействовать формированию понимания общественной значимости и престижности благотворительности и добровольчества. При этом следует обеспечить целенаправленное содействие продвижению позитивной репутации наиболее успешных благотворительных организаций как ориентира для привлечения пожертвований граждан и организаций.
В задачи информационного освещения благотворительной деятельности входит распространение информации о формах участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, преимуществах организованной благотворительности, а также формирование позитивного образа благотворительных организаций.
Необходимо обеспечить формирование системы моральных стимулов для участия в благотворительной и добровольческой деятельности, содействующих ее общественному признанию.
Важным условием активизации благотворительной и добровольческой деятельности является развитие системы подготовки кадров для благотворительных и иных некоммерческих организаций, включая модернизацию образовательных стандартов и учебных программ учреждений профессионального образования, а также развитие системы дополнительного образования.
Вопросы содействия благотворительной деятельности, а также взаимодействия с благотворительными и иными некоммерческими организациями предусматривается интегрировать в программы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров предприятий и организаций.
Привлечение к участию в благотворительной и добровольческой деятельности должно стать одним из ведущих направлений системы гражданского образования школьников и студентов и будет поддерживаться в качестве одного из приоритетных направлений молодежной и социальной политики. При этом необходимо обеспечить отражение вопросов благотворительной и добровольческой деятельности в образовательных программах.
Целесообразным является развитие международного сотрудничества в сфере благотворительной деятельности и добровольчества.
IV. Поддержка благотворительной и добровольческой
деятельности в субъектах Российской Федерации
и муниципальных образованиях
Необходимым условием обеспечения массового участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности является обеспечение поддержки благотворительности и добровольчества в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В этой связи целесообразно рекомендовать разработку с участием заинтересованных организаций региональных и муниципальных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.
В рамках инструментов налоговой поддержки следует расширить практику использования возможности снижения участникам благотворительной деятельности ставки по налогу на прибыль в части зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации налога, а также предоставления благотворительным организациям льгот по налогу на имущество организаций.
В целях обеспечения устойчивости благотворительных организаций важным условием является предоставление благотворительным организациям государственного (муниципального) имущества и помещений в безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях.
В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов целесообразной является поддержка формирования целевого капитала некоммерческих организаций, а также создание фондов, в которых средства из местного бюджета и внебюджетных источников аккумулируются и распределяются на конкурсной основе для решения задач социального развития территории (к управлению фондами привлекаются на паритетной основе представители органов власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предпринимателей и некоммерческих организаций).
Необходимо развивать инфраструктуру содействия благотворительной и добровольческой деятельности граждан по месту жительства, в том числе на базе организаций территориального общественного самоуправления.
Целесообразно обеспечить поддержку широкому вовлечению граждан в деятельность общественных советов при государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения и социальной поддержки населения.
V. Основные результаты реализации настоящей Концепции
Основными результатами реализации настоящей Концепции являются:
рост поддержки в обществе и расширение участия граждан и организаций в благотворительной и добровольческой деятельности, повышение доверия граждан к благотворительным и иным некоммерческим организациям;
расширение объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;
увеличение числа граждан - участников благотворительной и добровольческой деятельности;
увеличение объема финансовых активов, аккумулируемых в рамках целевого капитала некоммерческих организаций и в фондах местных сообществ;
развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
повышение эффективности благотворительных и добровольческих программ;
повышение качества жизни граждан Российской Федерации.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2009 г. N 1054-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2009 - 2010 ГОДАХ КОНЦЕПЦИИ
СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
──────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────────┬────────────────────
Содержание мероприятия │ Вид акта │Срок представления│ Ответственные
│ │ в Правительство │ исполнители
│ │ Российской │
│ │ Федерации │
──────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────────┴────────────────────
1. Подготовка проекта федеральный 2009 год Минэкономразвития
федерального закона о внесении закон России
изменений в некоторые Минфин России
законодательные акты в части
совершенствования
регулирования
благотворительной и
добровольческой деятельности и
деятельности некоммерческих
организаций, а также других
субъектов благотворительной
деятельности, включая вопросы
налогового и бюджетного
регулирования
2. Подготовка проекта федеральный 2009 год Минэкономразвития
федерального закона о внесении закон России
изменений в Федеральный закон Минфин России
"О порядке формирования и заинтересованные
использования целевого капитала федеральные органы
некоммерческих организаций" и в исполнительной
часть вторую Налогового кодекса власти
Российской Федерации (в целях
расширения перечня активов,
передаваемых на цели
формирования и пополнения
целевого капитала, а также
уточнения налогообложения
целевых отчислений
некоммерческим организациям на
формирование и пополнение
целевого капитала)
3. Подготовка проекта федеральный 2009 год Минэкономразвития
федерального закона о внесении закон России
изменений в Федеральный закон "О Минздравсоцразвития
некоммерческих организациях" в России
части предоставления права заинтересованные
органам государственной власти и федеральные органы
местного самоуправления исполнительной
утверждения перечня власти
государственного имущества и
муниципального имущества,
которое может быть использовано
только в целях предоставления
его во владение и (или) в
пользование на долгосрочной
основе (в том числе по льготным
ставкам арендной платы)
некоммерческим организациям,
занимающимся социально значимыми
видами деятельности
4. Подготовка проектов федеральные 2010 - 2011 годы Минэкономразвития
федеральных законов о внесении законы России
изменений в некоторые Минфин России
законодательные акты в части заинтересованные
развития механизмов федеральные органы
стимулирования исполнительной
благотворительной деятельности, власти
включая вопросы
совершенствования налогового
регулирования
5. Предложения по предоставлению доклад в 2009 год Минэкономразвития
субсидий некоммерческим Правительство России
организациям, не являющимся Российской заинтересованные
бюджетными и автономными Федерации федеральные органы
учреждениями, в целях развития исполнительной
инфраструктуры благотворительной власти
деятельности и добровольчества за
счет средств федерального
бюджета, направляемых на цели
развития институтов гражданского
общества
6. Подготовка проекта федеральный 2009 год Минэкономразвития
федерального закона о внесении закон России
изменений в Федеральный закон "О Минфин России
рекламе" и иные законодательные Минздравсоцразвития
акты в части установления России
разграничения понятий "реклама" ФАС России
и "социальная реклама" и
совершенствования регулирования
социальной рекламы, включая
вопросы налогообложения
7. Реализация проектного - 2009 - 2010 годы Минспорттуризм
направления "Доброволец России" России
в рамках Стратегии
государственной молодежной
политики в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 2006 г.
N 1760-р
8. Подготовка предложений по доклад в 2010 год Минэкономразвития
изменению нормативно-правовой Правительство России
базы для создания условий и Российской заинтересованные
соответствующей Федерации федеральные органы
инфраструктуры, позволяющих исполнительной
использовать в государственных власти
и муниципальных учреждениях
труд добровольцев (волонтеров)
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Перерегистрация благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена до 1 июля 1999 года с освобождением таких организаций от регистрационного сбора. Благотворительные организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.
Статья 25. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
11 августа 1995 года
N 135-ФЗ