На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Как организовать приют для беременных?

Защита материнства является одним из приоритетных направлений социального служения Церкви. В ряде епархий уже организованы кризисные центры для беременных, в других – собираются их открывать. Как сделать работу такого центра эффективной и каких ошибок надо избегать, рассказала в рамках вебинара Синодального отдела по благотворительности Елена Язева, руководитель центра защиты материнства «Колыбель», действующего в Иваново-Вознесенской епархии почти 5 лет.

«В 2005 году в Ивановской  области было сделано 15000 абортов. Сейчас 10000 абортов, – сообщила Елена Язева – В 2007 – 2009 годах 30% детей родилось вне брака. Только 11% одиноких матерей получают алименты. В Иваново 90-100 отказников каждый год.  Все это делает ситуацию в нашем регионе достаточно тяжелой». Напомним, что в России, по данным за 2011 г., было произведено 1 млн 230 тыс. абортов.

Центры защиты материнства способны улучшить ситуацию, уверена руководитель организации «Колыбель», уже десять лет осуществляющей помощь женщинам в кризисной ситуации. Приют для беременных был открыт «Колыбелью» в 2005 году. «Мы смогли купить частный каменный дом и перестроить его. Ранее мы арендовали часть дома, чтобы обустроить двух женщин. Сегодня в приюте 7 комнат – его общая площадь 130 кв. м. Там могут проживать 7 женщин с детьми. У нас бывали пиковые моменты, когда прходилось идти на существенное уплотнение. В такое время в приюте находились до 22 женщин. Конечно, это некомфортные условия, но все же лучше, чем отсутствие крыши над головой», – продолжает Язева.

Руководитель епархиального центра защиты материнства отмечает, что сейчас во многих регионах власти заинтересованы в открытии подобных центров, тем более, если они создаются при участии Русской Православной Церкви. «В любом городе есть пустующие помещения – например, заброшенные детские сады, поэтому при обращении к администрации города возможно решить этот вопрос. Обращаться к руководству города с предложением выделить здание под центр помощи беременным – наиболее рациональный подход, поскольку одновременно возможно рассмотреть и вопрос снижения коммунальных и прочих платежей», – добавила Елена Язева.

В настоящее время приют Иваново-Вознесенской епархии принимает женщин, находящихся на грани совершения аборта, которые остались без крова из-за конфликта в семье или лишились права на общежитие.  Также в нем могут проживать матери с новорожденными, то есть женщины, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию (насилие, отсутствие поддержки со стороны отца ребенка и родственников, материальная необеспеченность, депрессия и т.п.). К группе  особо социально незащищенных граждан, которым «Колыбель» оказывает помощь, относятся молодые  матери-сироты. Больше половины из них не имеют жилья и средств к существованию.

«В идеале приют должен быть рассчитан на полностью дееспособных женщин, которые оказались в кризисной ситуации, однако на практике нам часто приходится принимать женщин с разной степенью психических отклонений, –  поясняет Елена Язева. – Для каждого приюта этот вопрос очень серьезен. Не менее острая проблема: разрешать ли проживание в приюте женщинам, страдающим алкогольной зависимостью».

Однозначного ответа – принимать, не принимать – сегодня не существует, уверена Язева.

Слабая организация и отсутствие дисциплины является распространенной ошибкой православных центров, полагает Язева. Виной тому является ложно понятое смирение, на деле, оказывающееся попустительством, нарушение дистанции между сотрудниками центра и их подопечными. Исправить положение может только четкая организация работы приюта и распределение должностных обязанностей – руководителя приюта, коменданта, психологов, юристов и т.п. Если в кризисном центре «каждый занимаются всем», то центр не сможет стабильно работать в течение длительно времени. Следует с самого начала уделить время и силы организации административных механизмов работы центра.

«Женщины часто манипулируют руководством приюта с целью обеспечить себе привилегии, – рассказывает Елена Язева. – Кроме того, среди них начинается выстраивание некоей внутренней иерархии. Эти явления необходимо пресекать».

Однако нельзя уклоняться и в другую крайность – в кризисном центре недопустимо давление по отношению к подопечным. Основой его работы является добровольность. «Есть большой соблазн стремиться непременно воцерковить тех женщин, которые попадают к нам в приют. Это неправильно. Мы не должны оказывать на них давление. Мы не раз помогали мусульманкам, и всегда шли им навстречу: они могли не есть продукты, содержащие свинину, не ходить на общую молитву», – рассказывает Елена Язева

При этом она уверена, что роль священника в приюте велика. Желательно, чтобы пастырские беседы проходили не реже, чем раз в неделю. Священник часто оказывается «третейским судьей» в спорах между подопечными, участвует в разрешении конфликтных ситуаций.

Главным «врагом» женщины, находящей           ся в приюте, является праздность. Очень важно организовать работу, которую они смогут выполнять. «У нас коменданты, как правило, обучают женщин вести домашнее хозяйство, – продолжает Язева. – Если есть заинтересованность со стороны подопечных, то мы можем научить их рукоделию, мы можем организовать курсы пользователей персонального компьютера». По возможности руководство приюта должно содействовать трудоустройству женщин. Работа беременных и матерей с маленькими детьми ограничена, поэтому стоит вести поиск вакансий, предполагающих гибкий график, неполный рабочий день или надомный труд.

При этом руководитель приюта считает, что часть услуг приюта должны быть платными для тех его подопечных, кто может себе их позволить. «Есть те, кто совершенно беспомощен. Центр защиты материнства должен взять на себя все бремя заботы о них, – уверена Елена Язева. – Но есть и женщины, которые получают пособия, некоторые  них работают, хотя и не имеют жилья».

Справочные документы для организации кризисного центра (Положение об образовательном учреждении, санитарные правила), типовые формы приказов по приюту  и бланки документов для организации его ежедневной работы (Анкета поступающей, Распорядок дня, Договор на проживание в приюте и т.п.) добавлены к записи вебинара.

Сегодня более чем в 50 епархиях Русской Православной Церкви функционируют церковно-общественные центры защиты семьи, материнства и детства, работают 7 церковных приютов для женщин в трудной жизненной ситуации. В начале февраля 2012 года служба «Милосердие» открыла в Москве православный кризисный центр для беременных и матерей с маленькими детьми, оказавшихся в сложной кризисной ситуации «Дом для мамы». Функционирует всероссийский бесплатный телефон доверия по вопросам беременности в трудной жизненной ситуации, организованный благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детства (8 800 200–05–07)

 

Полная запись вебинара доступна по адресу: http://diaconia.miloserdie.ru/webinars/notices/2303/

Подробнее о вебинарах Синодального отдела по благотворительности: http://diaconia.ru/webinars/ 

 



Арсений ЗАГУЛЯЕВ




Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

27.03.2012, 3229 просмотров.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5