По состоянию на 2012 год в России насчитывалось 118 000 детей-сирот. Обрести новую семью на родине и заграницей за год удалось 7104 детям, однако детей-инвалидов из них всего 177. Остальные ребята с врожденными серьезными заболеваниями остались в домах ребенка и детских домах-интернатах. Что такое детский дом-интернат?
Это учреждение, в котором находятся дети с 4 до 18 лет с разной степенью таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна, олигофрения и т.д. Большинство из них проживают в ДДИ постоянно, однако некоторые ребята, у которых есть родители, находятся в интернате пять дней, а на выходные их забирают домой. Достигнув 18-ти лет, они перейдут в психоневрологические интернаты, где останутся на всю жизнь. Для детей, особенно с серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и задержкой в умственном развитии, пребывание в учреждениях соцзащиты не содержит ярких эмоций, необходимых для развития. У сотрудников не хватает времени на индивидуальное общение и занятия с каждым ребенком, а общения с посторонними взрослыми они практически лишены. Обрести детство, полное новых знаний, ощущений и эмоций для воспитанников таких учреждений очень сложно.
Однако в Москве проблема недостатка эмоционального и физического развития успешно решается уже более 10 лет. С 2002 года сестры милосердия работают в двух детских домах-интернатах, а с 2006 году к их работе подключалась служба добровольцев «Милосердие». Первоначально к новым гостям сотрудники учреждений относились без особого восторга, однако сейчас оценили их вклад и выражают добровольцам большую благодарность. Если для большинства занятий с детьми-инвалидами необходима специальная подготовка, то многие простые функции (к примеру, сопровождать ребенка на прогулке), доступны любому волонтеру.
Первоначально сестры милосердия выполняли функции сотрудников, которые из-за большой нагрузки не справлялись с уходом за детьми. Сейчас же, когда система работа учреждений значительно улучшилась, сестры занимаются физическим и эмоциональным развитием. Они учат детей самостоятельно кушать, ползать и играть. Сестры много общаются с ребятами, а также гуляют с ними и водят их в храм. Благодаря их уходу многие подопечные получают возможность улучшить свое физическое и эмоциональное состояние. К примеру, некоторым удается из лежачих больных стать сидячими и даже получить возможность передвигаться в инвалидном кресле. Также встречаются случаи, когда в результате хорошего ухода врачи признавали отсутствие прежних диагнозов. По словам Екатерины Полякова, это открывает для детей не только новые возможности, но и дает шанс прожить долгую и более полноценную жизнь.
«Когда ребенок находится в детском учреждении, с ним обращаются как с ребенком. А когда он уходит в ПНИ, ребенок формально становится взрослым, хотя эти дети всегда остаются детьми и они всегда нуждаются в отношении как к ребенку. Когда он попадает в ПНИ и там находится в лежачем состоянии, то живет он недолго, а когда он может сидеть и есть самостоятельно, качество жизни становится совсем другим», - рассказала Екатерина Полякова.
Что касается психологических и эмоциональных проблем, то дети из сиротских учреждений разлучены с родителями и другими взрослыми родственниками, что не может не оказать своего влияния на психику. У детей-инвалидов проблем еще больше. «В нашей стране они оторваны от общества. На улице инвалидов мало, мы их не видим. Потому что среда недружелюбна, сложно передвигаться колясочникам, и общество не очень хорошо воспитано. Родителям с детьми тяжело, они их прячут по домам, - рассказала Екатерина Полякова. - Дети, которые находятся в учреждениях соцзащиты, живут взаперти. У них есть забор, за который они почти не выходят. До недавнего времени детей не выводили, и они круглый год сидели в интернате». Одна из серьезных проблем учреждений соцзащиты также заключается в том, что персонал относится к воспитанникам как к объектам медицинского ухода. Однако, подчеркивает сестра милосердия, даже тяжелобольные дети имеют право на образование по специальным программам.
По опыту Екатерины Поляковой, самые уязвимые дети в ДДИ - это не только самые слабые, но и самые сильные ребята. «Они недополучают внимание, у сотрудников нет возможности вести каждого ребенка на его максимуме. По ее словам, некоторые дети попадают в детские дома для инвалидов только потому, что они не показывают нужных результатов развития в 4 года, когда происходит распределение из домов ребенка по дальнейшим учреждениям. Если же ребенок достигает нужного уровня развития в 5 лет, он уже не может перейти из интерната для инвалидов в обычный детский дом. «Там совершенно другое окружение и образование. Необходимо увидеть такого ребенка и его потенциал и попытаться вытащить его», - уверена Екатерина Полякова.
Не менее острой проблемой, влияющей на жизнь подопечных, является отсутствие труда. Если в семьях дети с ранних лет приучаются к труду и видят, как работают их родители и близкие, то у воспитанников детских домов такой возможности нет. Они получают все готовое, и по выходу из сиротских учреждений нередко не знают, что делать.
Для того чтобы создать эмоциональный контакт с детьми и подарить им частицу их собственной истории, добровольцы создают детям фотоальбомы с их фотографиями. Для этого они отправляются в поездку или на экскурсию, где делают снимки, затем эти фотографии печатаются и обсуждаются вместе с детьми. Тем самым у них создается своя история, полная ярких эмоций и впечатлений.
Екатерина Полякова отметила, что в сиротских учреждениях сотрудники часто меняются, и у детей практически нет возможности подружиться с воспитателем или няней. Поэтому ребенку особенно важно, чтобы у него в жизни был взрослый человек, который располагает достаточным количеством времени и моральных сил для постоянного общения с ним.
Ознакомиться с записью онлайн-занятия можно по ссылке. Расписание предстоящих интернет-семинаров опубликовано в специальном разделе сайта Синодального отдела по благотворительности.