На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Закон о социально ориентированных НКО учитывает пожелания Церкви

Преимущества и «подводные камни» законодательства о социально ориентированных НКО, а также прочие правовые аспекты социальной деятельности религиозных организаций рассматривает в своей статье адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Константин Ерофеев.

Из истории церковной благотворительности

Известно, что основы церковной благотворительности были заложены еще в первохристианские времена. «…Пожертвования взимались и возлагались на алтарь храма в момент совершения Таинства Евхаристии, именно поэтому церковная благотворительность, с точки зрения ее исторического происхождения, имеет евхаристические корни» [1].

Уже во времена Киевской Руси князья возлагали на Церковь функции общественного призрения, попечительства, для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию» [2].

В трактате «Правила о церковных людях» (XIII век) на Церковь возлагались следующие благотворительные дела: «Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая — покровы и гробы».

Падение татаро-монгольского ига, централизация русского государства, его последующее политическое и экономическое усиление дали импульс развитию церковной благотворительности. Этому способствовала политика русских государей Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, принимавших законы о церковной благотворительности. Церковные Соборы XVII века подтверждали необходимость расширять благотворительность монастырей. «Благотворительность рассматривалась Русской Православной Церковью как неотъемлемая составная часть ее жизни и деятельности, высший церковный орган — Собор — своими постановлениями закладывал правовую основу этой деятельности» [3].

Ликвидация Патриаршества при Петре I, секуляризация церковной собственности резко снизили уровень церковной благотворительности. Функции благотворительности перешли в ведение государственной системы общественного призрения, необходимые ресурсы у Церкви были отняты. «Социальная деятельность, которая могла бы вестись с помощью этих ресурсов, была блокирована, а общественная инициатива внутри Церкви парализована» [4]. Отмечу, что лишение Церкви действенных механизмов по смягчению сложной социальной обстановки в русском обществе, явилось одной из причин политических и экономических катаклизмов начала ХХ века.

Во второй половине ХIХ — начале ХХ веков собственно церковная благотворительность развивалась, хотя доля ее в общегосударственных расходах была невелика. Так в 1893 году при всех приходах и монастырях существовало 480 больниц и 729 богаделен, в которых призревалось всего 9700 человек [5]. В 1903 году существовало уже 18 232 церковноприходских попечения, 231 монастырская или приходская больница на 2796 коек, 997 богаделен, где призревалось 14 147 человек [6].

Исключительно тяжелое положение, в которое Церковь была поставлена после 1917 года, подорвало основы церковной благотворительности. Однако даже в эти годы верующие и клир собирали значительные средства на помощь голодающим, более 140 млн. руб. было собрано на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны, значительные суммы жертвовались (не всегда добровольно, но это не является темой настоящей статьи) в Фонд мира, Детский фонд в послевоенные годы.

В постперестроечные годы церковная благотворительность начала возрождаться. Как отмечал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на X Всемирном русском народном соборе (ВРНС): «В советское время Церкви было запрещено заниматься благотворительной деятельностью. Сейчас нам эти возможности предоставлены, и мы должны широко ими пользоваться… Господь заповедал всем нам творить добрые дела, это наш долг и наше призвание… Русская Православная Церковь и дальше будет возрождать традиции благотворительности и милосердия» [7].

 

Церковная благотворительность сегодня

В структуре Русской Православной Церкви работает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению (председатель епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон). Целью церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви является «умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных, так и всего общества)» [8].

Следует отметить, что Церковь ведет значительную работу по оказанию благотворительной помощи нуждающимся. Так, в каждой епархии действует от 2 до 5 благотворительных столовых. В медицинской сфере значительное число учреждений здравоохранения сотрудничают с церковными учреждениями — при больницах действуют храмы и часовни, созданы сестричества и различные православно-медицинские общества. В нашей стране действует несколько десятков церковных богаделен (домов престарелых) с 10-30 обитателями в каждом [9]. Возрождается деятельность православных приютов для несовершеннолетних. Отдельной темой является благотворительная помощь наркозависимым и алкоголикам. В каждой епархии существует соответствующий отдел, делается значительная работа. Значительной является помощь Церкви заключенным. В России более 700 исправительных колоний, 184 следственных изолятора, 13 тюрем, церковные помещения имеются в 100% указанных учреждений, церковные общины — в 75% [10].

Общие положения действующего законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях

Действующее законодательство наделяет религиозные организации правом заниматься благотворительной деятельностью. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №       125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [11] «Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций».

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года №       135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [12] (далее — «Закон»), благотворительной деятельностью Церкви является осуществляемая ей добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче в пользу благополучателей имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона, благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

В сфере церковной благотворительности в качестве благотворителей выступают не только религиозные организации, но и граждане-верующие. Последних можно разделить на три группы: «пассивные» (предоставляют безвозмездную или льготную материальную помощь), «активные» (осуществляют работы и услуги для нуждающихся), добровольцы (безвозмездно трудятся для благотворительных организаций и благополучателей) (ст. 5 Закона).

Благотворительная помощь (ст. 4 Закона) может осуществляться как непосредственно, так и путем создания благотворительных организаций. Следует более подробно остановиться на составе участников благотворительной деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона под участниками благотворительной деятельности «понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели».

Благотворительные пожертвования

Благотворители осуществляют благотворительные пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности. Это может быть пожертвование в церковную кружку, это может быть милостыня во имя Иисуса Христа нуждающимся, завещание имущества в пользу Церкви (как говорили раньше — «на помин души»). Также возможно бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности (например, передача помещения по договору безвозмездного пользования для нужд Церкви). Благотворительным пожертвованием является также бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами (например, бесплатное консультирование верующих по правовым вопросам юридической фирмой, благотворительные обеды в предприятии общественного питания и т.д.).

Благотворительные пожертвования подразделяются на следующие категории: милостыня и благотворительные пожертвования в общеполезных целях. Следует отметить, что милостыня (которой фактически дается правовое определение в абзаце 1 п. 1 ст. 2 Закона) не поддается четкой правовой регламентации в силу лично-доверительного характера и негласности. Являясь доходом милостынеполучателя, с нее не уплачивается подоходный налог. Именно в силу этого милостыня в нашей стране получала негативную окраску в лице государства. Так, еще в 1541 году Стоглавый собор повелевал наказывать профессиональных нищих кнутом и высылкой в Сибирь. Не менее жестко реагировал на все разраставшийся институт нищенства Петр I, повелевший штрафовать на крупную сумму всех, подающих милостыню. Не жаловали профессиональных нищих и при Советской власти — стоит вспомнить преследование за бродяжничество и тунеядство. Тем более показательно, что негативное отношение государства к милостыдаянию на протяжении многих столетий, не изменило народного представления о милостыне, как о деле богоугодном и спасительном.

Более детальную регламентацию получили благотворительные пожертвования в общеполезных целях (п. 2 ст. 421 ( «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами») и ст. 582 ГК РФ [13]), которые могут быть оформлены специальным договором (договором пожертвования).

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвование признается формой дарения. Уточняется, что пожертвование осуществляется в общеполезных целях (этим оно отличается от дарения, которое может осуществляться и в иных целях — личного обогащения, например). Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Когда благотворительное пожертвование передается юридическому лицу, целевое назначение может указываться или не указываться. В последнем случае юридическое лицо должно использовать пожертвование по своему усмотрению, но в общеполезных целях. Если заключенный с юридическим лицом договор пожертвования содержит указание на целевое назначение пожертвованных объектов, юридическое лицо должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Для этого открывается специальный счет «благотворительные пожертвования», средства которого не подлежат налогообложению.

Так, в соответствии с абзацем 3 п. 8 ст. 217 НК РФ [14] не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в «виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с п. 26 cт. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые «детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций».

Предметом пожертвования является вещь или право (например, авторское право). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

«На принятие пожертвования, действительно, не требуется чьего-либо разрешения; в противном случае нарушался бы один из принципов договорного права, закрепленных в ст. 1 и 421 ГК. Но указание, что не нужно чьего-либо согласия, может создать искаженное представление о сущности дарения как гражданско-правовом договоре. Необходимо подчеркнуть, что только согласованное волеизъявление дарителя и одаряемого образует дарение как особую категорию» [15].

Характеристика церковных благотворительных организаций

Авторы «Русская Православная Церковь и право» [16] определили следующие характеристики правового статуса благотворительных организаций, созданных религиозными организациями:

  • создаются в форме неправительственных некоммерческих организаций;
  • создаются для достижения общеполезных целей в интересах отдельных категорий нуждающихся и общества в целом;
  • не вправе преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели их деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №       7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [17]);
  • создаются, как правило, на неопределенный срок (п. 2 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях»);
  • имеют специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ), т.е. могут обладать лишь теми правами и нести лишь те обязанности, которые соответствуют предусмотренным в их учредительных документах целям деятельности;
  • имущество формируется на добровольной основе и учредители не сохраняют вещных и обязательственных прав на переданное ими в пользу организаций имущество (кроме некоммерческих партнерств);
  • прибыль от предпринимательской деятельности (и любая другая прибыль) направляется только на достижение уставных целей;
  • деятельность отделена от политики (не имеют право поддерживать политические партии);
  • прибыль не может распределяться между участниками и учредителями;
  • в случае ликвидации все имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на благотворительные цели.

В соответствии со ст. 7 Закона благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

П. 1 ст. 17 Закона регламентирует понятие благотворительной программы, т.е. «комплекса мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации». К сожалению, на практике многие руководители благотворительных организаций игнорируют положения данной статьи.

В соответствии с п. 1. ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

  • коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
  • общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях) (ст.ст. 8-13 Федерального закона от 19 мая 1995 года №       82-ФЗ «Об общественных объединениях» [18], как правило, съезд (конференция) или общее собрание).

Следует обратить внимание и на требования Закона «О некоммерческих организациях» относительно проведения общего собрания. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Решение собрания оформляется протоколом.

Благотворительные программы

По мнению автора, в вопросе принятия решения по утверждению благотворительных программ законодатель допустил пробел. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона, благотворительная программа включает «смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации». В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях», определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Одна или несколько благотворительных программ могут быть приоритетными направлениями деятельности организации, реализация благотворительной программы оказывает влияние на формирование и использование имущества некоммерческой организации. Таким образом, утверждение благотворительных программ высшим органом некоммерческой организации логично. Однако в Законе ничего не сказано относительно того, является ли такое утверждение исключительной компетенцией высшего органа или нет. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» решение «общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами». Не является однозначно урегулированным вопрос, может ли простое большинство присутствующих на общем собрании утвердить благотворительную программу. Я склоняюсь к выводу, что благотворительная программа должна быть утверждена единогласно или квалифицированным большинством голосов.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами (п. 3 ст. 17 Закона).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 16 Закона, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Положения п.п. 3, 4 ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона, а также (в соответствии с п. 2 письма Минюста РФ от 1 марта 1996 года №       08-09-38-96 [19], утвердившего «Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях») ст.ст. 2, 6, 8, 11, 15, 16, 19 Закона должны быть обязательно учтены в уставе благотворительной организации, созданной в форме общественного объединения. Предполагаю, что требования указанного письма можно распространить и на благотворительные организации, созданные в иных организационно-правовых формах.

Указанным письмом также напоминается об обязанности благотворительной организации представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, в т.ч. содержащий сведения о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ) (абзац 4 п. 2 ст. 19 Закона).

Социальная деятельность Церкви

Одной из важнейших функций Церкви и областью пересечения ее интересов с государством является социальная защита населения. Церковь помогает государству в вопросах попечения о воинах и сотрудниках правоохранительных органах; граждан, находящихся в заключении и тяжелой социальной ситуации; больных. Церковь оказывает помощь государственным и муниципальным учреждениям в вопросах защиты семьи, материнства и детства; путем пропаганды борьбы с абортами, эвтаназией и безнравственностью, вносит вклад в национальные проекты в области здравоохранения и сокращения смертности.

Для государства помощь крупнейших традиционных конфессий и прежде всего Русской Православной Церкви весьма важна. Ведь Российская Федерация — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7 Конституции Российской Федерации [20]).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №       195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [21] социальными службами являются «предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги».

Не подлежит сомнению, что социальные службы относятся к некоммерческим организациям, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации [22] организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками. «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №       7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [23]).

Религиозные организации (приходы, монастыри, братства и др.) также относятся к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях») и могут заниматься социальной деятельностью самостоятельно либо путем учреждения соответствующих некоммерческих организаций. При этом Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №       125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [24] прямо не говорит о возможности религиозных организаций оказывать социальные услуги непосредственно (в отличие от благотворительных, культурно-просветительских и иных, весьма близких по целям и задачам услугам социальным). Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, т.е. в т.ч. в учреждениях социальной защиты (п. 3 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). На взгляд автора, учитывая исключительную правоспособность религиозных организаций (т.е. возможность осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена уставом религиозной организации), проблематичной кажется законность оказания религиозными организациями в полном объеме социальных услуг в соответствии со ст. 1 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации (п. 2 указанной статьи). Одним из важнейших внутренних установлений Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» [25], принятые освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве 13-16 августа 2000 года.

В соответствии с п. III.6 Основ «в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства». Как видно из указанной статьи, внутренние установления Русской Православной Церкви предусматривают возможность ведения Церковью социальной деятельности. Более того, Церковь ожидает от государства соработничества и поддержки в данной сфере. «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ» (п. III.8 Основ).

Социально ориентированные некоммерческие организации

5 апреля 2010 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» №       40-ФЗ [26] (далее — «Закон»), внесенный в Думу Президентом Российской Федерации. Отметим, что это уже не первая законотворческая инициатива Президента Д. А. Медведева по развитию некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищенных категорий [27].

Данный Закон предусматривает, в частности, следующие меры государственной экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — «СОНО») (изменения в ст. 31 Закона «О некоммерческих организациях»):

  1. размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №       94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [28];
  2. предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

Субъекты РФ вправе оказывать СОНО государственную поддержку в иных формах (информационную, консультационную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов).

Согласно Закону (Закон «О некоммерческих организациях» дополняется новой ст. 31.1), к СОНО отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных учредительными документами (напомним, что у некоммерческих организаций исключительная правоспособность, т.е. они могут заниматься только указанными в их учредительных документах видами деятельности):

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Виды деятельности, указанные в п. 1, 5, 8 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях» в настоящее время осуществляются многими религиозными организациями Русской Православной Церкви. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» как непосредственно (организация благотворительной столовой в монастыре), так и путем учреждения благотворительных организаций (благотворительные организации и фонды помощи детям-сиротам, многодетным семьям, детям из неполных семей, детям-инвалидам, одиноким нуждающимся пенсионерам, пострадавшим от деятельности деструктивных сект и ветеранам локальных военных конфликтов и мн. др.). В соответствии с п. 3 указанной статьи, государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Религиозные организации участвуют в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры (п. 3 ст. 4 Закона), государство берет на себя обязательство оказывать религиозным организациям помощь по предоставлению налоговых и иных льгот, оказывать финансовую, материальную и иную помощь (там же).

В соответствии со ст. 5 Закона, религиозное образование является важнейшим видом деятельности религиозных организаций. И опять же государство берет на себя обязательство помогать образовательной деятельности Церквей (п. 3. ст. 4 Закона).

Виды деятельности, указанные в п. 3, 6, 7, 9 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях», также могут осуществляться отдельными религиозными организациями Русской Православной Церкви (либо создаваемыми ими некоммерческими организациями): профилактика религиозных конфликтов путем информирования граждан о деятельности деструктивных сект, оказание правовой помощи гражданам путем создания православных правозащитных центров, профилактика социально опасных форм поведения граждан совместно с правоохранительными органами, деятельность в области просвещения, науки, искусства и т.д.

Отрадно, что Закон включил в число СОНО (в ряде проектов Закона это было не предусмотрено) религиозные организации (к числу СОНО Закон не относит государственные корпорации, государственные компании, общественные объединения, являющихся политическими партиями). Это логично, т.к. законодательство о социальной защите населения, о некоммерческих организация, а также специальное законодательство о свободе совести и о религиозных организациях нигде прямо не исключает религиозные организации из числа социальных служб.

Закон предусматривает оказание поддержки СОНО в следующих формах:

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНО;
  2. предоставление СОНО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. размещение у СОНО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим СОНО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Оказание финансовой поддержки СОНО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра СОНО — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оказание имущественной поддержки СОНО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку СОНО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры СОНО — получателей такой поддержки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Закон существенно расширил возможности получения некоммерческими организациями различных видов помощи от государства. До принятия комментируемого Закона оказание такого рода помощи было недостаточно регламентировано и ряд положений нормативно-правовых актов носили дискуссионный характер.
  2. Закон дал четкое понятие СОНО и видам деятельности, которые подпадают под указанные программы государственной помощи.
  3. Закон в значительной мере учел пожелания Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий относительно возможности получения государственной помощи.

 В то же время, Закон содержит известного рода «подводные камни»:

  1. Многие положения Закона требуют дополнительной регламентации, принятия подзаконных правовых актов, изменения и дополнения действующих нормативно-правовых актов (внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.), что потребует определенного времени и затруднит немедленное открытие финансирования мероприятий по решению острых социальных проблем.
  2. Благие намерения помощи государства СОНО должны подкрепляться ростом экономики и бюджетных поступлений, что в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса проблематично.
  3. Открываются пути для социально ориентированных некоммерческих организаций, руководители и работники которых исповедуют иную, отличную от православных ценностей идеологию. Будучи более мобильными и часто не обремененными традициями и правилами, неправославные организации (как недобросовестные коммерсанты, так и сектанты разных мастей) «оседлают» процесс создания таких организаций, получат налоговые льготы, финансовую помощь и создадут нездоровую конкуренцию с традиционными религиозными организациями.
  4. Отмечается и коррупционная составляющая данного Закона, когда может сложиться непрозрачная практика по включению некоммерческих организаций в реестры СОНО.

В заключение отметим, что основные федеральные законы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций и благотворительную деятельность, были приняты около 15 лет назад и их корректировка с учетом изменившейся экономической и социальной обстановки, а также развития отечественного и международного законодательства, представляется весьма полезной.

Источник: Журнал «Приход»  (№      5, 2010)

Примечания

  1. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. — М.: Издательство БЕК, 1999. С. 357
  2. Гущина Н. Благотворительность Русской Православной Церкви // http://www.religare.ru/2_43833.html
  3. Там же
  4. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Изд. 2-е, испр., доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 276
  5. Там же. С. 276
  6. Религия и церковь в истории России. — М.: Мысль, 1975. С. 215
  7. Русская Православная Церковь будет развивать традиции благотворительности // http://www.hram.kokoshkino.ru/news/News.asp?ID=86
  8. Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению // http://www.diaconia.ru/
  9. Митрохин Н. Указ. соч. С. 294
  10. Там же. С. 301
  11. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997 г. №       190
  12. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. №       159
  13. Текст части первой опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. №       238-239, текст части второй опубликован в «Российской газете» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. №       23, 24, 25
  14. Текст части второй Налогового кодекса опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2000 г. №       153-154
  15. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. — Юрайт-Издат, 2005 г. Справочная правовая система «Гарант»
  16. Русская Православная Церковь и право: комментарий… C. 366-367
  17. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 января 1996 г. №       14
  18. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 мая 1995 г.
  19. Текст письма официально опубликован не был
  20. Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. №       237
  21. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 19 декабря 1995 г. №       243
  22. Текст части первой ГК РФ опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. №       238-239
  23. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 января 1996 г. №       14
  24. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997 г. №       190
  25. Текст Основ цитируется по официальному сайту Московской Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
  26. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 07 апреля 2010 г. Федеральный выпуск №       5151
  27. См., в частности, распоряжение Президента РФ от 16 марта 2009 г. №       160-рп «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №       12, ст. 1421
  28. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2005 г. Федеральный выпуск №       3832



Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

28.09.2010, 4176 просмотров.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5