В воскресенье, 25 сентября, во всем мире отмечают Международный день глухих. Этот день призван напомнить, что среди нас живут миллионы людей с нарушениями слуха, которым необходимо создать комфортную среду для образования, трудоустройства и общения. Проблема номер один для глухих людей — их не понимают. Они живут в своем мире, говорят на своем языке, который большинству из нас не знаком. Проблема номер два — отсутствие информации. Как глухому человеку найти на улице нужное учреждение, если нет указателей? Что рассказывают в информационных программах, в которых нет субтитров?
Во время путча 1991 года, посмотрев телепрограммы без субтитров, глухие люди приходили в храм и задавали священнику один и тот же вопрос: «Началась война?»
Как мы общаемся с иностранцами, не зная их языка? Улыбкой, мимикой, простыми, придуманными на ходу жестами. Как мы общаемся с глухими людьми, в первый раз встретившись с ними? Как правило, разводим руками и даем понять, что ничего не понимаем.
Для многих из нас они — немые или глухонемые, хотя и так, и так их называть абсолютно неправильно. Большинство глухих говорят, а полностью глухонемых среди них совсем немного.
Но такой стереотип сложился давно. И тому есть объяснения.
Дело в том, что неслышащих людей сначала не обучали вовсе (вспомним Герасима из тургеневского рассказа «Муму»), а потом начали обучать чтению, письму, речевым навыкам в специальных полузакрытых учреждениях. После специализированных школ они переходили на специализированные фабрики и заводы, жили в специально выстроенных для них домах.
Это была закрытая система. И эта система создавала абсолютно неестественные условия. В результате глухие люди крайне мало соприкасались с миром слышащих и поневоле замыкались в своем сообществе, формируя особую субкультуру.
Поэтому простой обыватель, даже если вдруг встречал где-то глухих людей, всячески избегал общения с ними, не зная, что и как нужно делать. Ведь человек не слышит и не говорит. «Ясно, — делал вывод обыватель, — это глухонемой».
Мое знакомство с глухими людьми произошло в начале 2000-х. Я пришла добровольцем в Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих. Помню до сих пор свои чувства удивления и восторга, когда впервые попала на концерт глухих детей, которые «пели руками». Это было очень красиво, но без слез на это смотреть было нельзя.
Потом я увидела, что глухие и даже слепоглухие умеют говорить: кто-то потерял слух в зрелом возрасте и помнит, как произносить слова. Я узнала, что глухих детей от рождения педагоги учат говорить одновременно голосом и жестами. И убедилась сама, что хотя их речь не всегда разборчива, при желании ее можно понять.
Оказалось, что самое важное в общении с глухими и слепоглухими — сделать первый шаг, разрушить стену отчуждения и страха коммуникации. Эту стену может разрушить каждый из нас. Достаточно просто взять слепоглухого за руку и начать писать на его ладошке буквы. Или написать SMS или пару слов на листе бумаги, чтобы установить контакт с глухим человеком.
Не каждый из нас может пойти дальше и сделать еще один шаг — начать учить жестовый язык. Но такие люди есть. И их становится все больше.
Совсем недавно в одном из московских храмов организовали курсы для добровольцев по обучению жестовому языку. На них записались десятки людей. Большинство из них пришли просто потому, что хотят помогать глухим и общаться с ними.
С каждым годом растет число православных общин глухих. Священник, знающий жестовый язык, часто становится для глухих людей «проводником» в мир слышащих: ведь вызвать скорую помощь, полицию, сходить к врачу — это для глухих людей при отсутствии переводчика с жестового языка почти неразрешимая проблема. Особенно если он живет в маленьком городе, где нет отделения Всероссийского общества глухих, а значит, нет переводчиков жестового языка. Впрочем, даже если в городе переводчик есть, то 40 часов в год, которые оплачиваются государством по предоставлению их услуг, — этого слишком мало.
Важно понять: глухие люди — такие же, как мы. Среди них есть поэты и писатели, художники и спортсмены, кандидаты наук и простые рабочие. И то, что наши миры пока существуют в основном параллельно, — ненормально.
Процесс интеграции — процесс обоюдный, и в этом процессе обе стороны, конечно, должны быть готовы пойти друг другу навстречу. Важно не бояться. Не бояться сделать первый шаг.
Автор — руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по благотворительности Московского Патриархата