ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
СРЕДИ ЛЮДЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Преамбула
Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать людям с ограниченными возможностями здоровья – поддерживать их с детства и до конца жизни. Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо в первую очередь самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства: «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор. 12:20-22). Забота о людях с ограниченными возможностями здоровья помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании.
I. Обоснование приходской работы с людьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья
Результатом грехопадения первых людей явилась, в частности, подверженность человечества болезням. Многие из этих болезней являются тяжелыми, приносящими физические и душевные страдания, а также ограничивающими возможности жизнедеятельности. Однако по учению Церкви каждый человек является носителем образа Божия. Более того, никакое физическое и психическое заболевание не умаляет человеческого достоинства и не является обязательным свидетельством его нравственной вины, например, как в случае с исцелением слепорожденного (Ин. 9:1–38).
Господь Иисус Христос, пришедший спасти человека от греха, проклятия и смерти, во время Своей земной жизни исцелял тяжелобольных людей. Евангелие повествует нам о чудесных исцелениях: расслабленного в Капернауме (Мф. 9:1–8; Мк. 2:1–12; Лк. 5:17–26), двух слепых (Мф. 9:27–31), сухорукого (Мф. 12:9–14; Мк. 3:1–6; Лк. 6:6–11), глухонемого косноязычного (Мк. 7:31–37), слепого в Вифсаиде (Мк. 8:22–26), скорченной (Лк. 13:11–17), иерихонского слепца (Мф. 20:30–34; Мк. 10:46–52; Лк. 18:35–43). Причем исцеление предполагало не только уврачевание тела, но и души.
Вместе с тем человек, получивший исцеление, мог сохранить этот дар, последуя за Христом, а мог через грех утратить его, впав в еще худшее состояние (ср. Ин. 5, 14). Без жизни со Христом, без исполнения Его заповедей физическое здравие утрачивает истинное предназначение – содействовать человеку в богоуподоблении. В свою очередь ограничение возможностей здоровья может помочь человеку приблизиться к Богу и обрести подлинный смысл жизни.
Отдельного внимания заслуживают психические заболевания. Святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, так и попытка лечения любых душевных расстройств исключительно клиническими методами.
В Церкви как врачебнице благодать Божия воздействует на тело и на душу каждого человека, преображая его вне зависимости от состояния здоровья. При этом Церковь неизменно заботится о просвещении людей светом Христовой истины, по заповеди Господа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19–20), содействуя в выстраивании правильной духовной жизни.
Данный документ определяет возможности организации приходской просветительской работы среди людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе людей с инвалидностью):
● глухих и слабослышащих;
● слепых и слабовидящих[1];
● слепоглухих[2];
● людей с нарушениями языковых и речевых функций[3];
● людей с интеллектуальными, умственными (ментальными) нарушениями[4];
● людей с сочетанными (множественными) нарушениями развития[5];
● людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
II. Особенности приходского просвещения
людей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Приходское просвещение является одной из основных форм деятельности православного прихода и имеет целью попечение о спасении человека, которое объединяет всех без исключения членов конкретной приходской общины вокруг евхаристической чаши. В связи с этим настоятелям приходов на основании изложенных в документе подходов необходимо формировать среду, открытую и благорасположенную в том числе к людям, имеющим особые потребности, которые также являются неотделимой частью приходской общины и нуждаются в содействии в выстраивании собственной духовной жизни и особенной пастырской заботе со стороны священнослужителей и прихожан.
При этом в каждой епархии в одном или нескольких приходах (по усмотрению епархиального архиерея) должны быть организованы опорные площадки профильных епархиальных отделов[6] по просветительской работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (детей и взрослых), для чего необходимо[7]:
● определить параметры работы:
✔ определить количество людей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают, обучаются, обслуживаются на опекаемой приходом территории (например, в социальных, лечебных, образовательных и других государственных, муниципальных учреждениях и общественных организациях, иных организациях, ведущих учет таких людей);
✔ сформировать соответствующие группы людей с ограниченными возможностями здоровья для работы с ними, определение необходимых ресурсов
● сформировать доступную материально-техническую среду:
✔ определить место для занятий и неформального общения, оснащенного средствами наглядности[8];
✔ выделить место для отдыха, санитарно-бытового помещения (оборудованных гардеробов, доступных для маломобильных прихожан санузлов, мест личной гигиены, кушеток и т.д.);
✔ обеспечить доступ в храм[9], в места для занятий, отдыха (в частности, установка пандусов, подъемников[10]), оборудовать территорию (например, дорожки для слепых);
✔ предоставить услуги ассистента (помощника) из числа обученных прихожан, оказывающего людям с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь
● наладить взаимодействие с профильными государственными учреждениями, некоммерческими организациями[11]:
✔ привлечь коррекционных педагогов и психологов, работников системы здравоохранения к приходской работе среди людей с ограниченными возможностями здоровья;
✔ организовать перевозки и сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья;
✔ проводить отдельные направления духовного просвещения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства, в социальных, лечебных и других государственных учреждениях, общественных организациях[12], в том числе на договорной основе[13]
● реализовать адаптированные курсы приходского просвещения совместно с коррекционными педагогами и психологами[14]:
✔ определить специальные педагогические подходы, методы, способы общения, а также формы приходского просвещения;
✔ проводить регулярные интерактивные встречи-беседы с раскрытием тематики на основании утвержденных Священноначалием подходов к организации приходского просвещения детей и взрослых;
✔ использовать различные средства наглядности, помогающие восприятию: средств внутренней (словесно-образной) наглядности (примеры, притчи); предметы объективной реальности (храмы, иконы); церковное пение и чтение; изображения, фотографии; видео- и аудиопособия;
✔ создавать условия для работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
● создать условия для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в приходскую общину:
✔ проводить беседы для подготовки к Исповеди, Причастию и другим церковным таинствам;
✔ включать людей с ограниченными возможностями здоровья в общую приходскую молитву и совместную деятельность наравне с остальными прихожанами (например, неформальное общение, помощью в социальной адаптации);
✔ организовывать занятия рукоделием (изготовление поделок, картин, коллажей, связанных с изучаемой темой)
● создать условия для доступного восприятия богослужения и храмового пространства:
✔ использовать жестовый язык, тифлокомментирование и другие методы трансляции богослужения;
✔ использовать резные иконы, шрифт Брайля, версии информации для слабовидящих (через синтезированную речь или визуальное увеличение контента) и др.
● использовать специализированное оборудование и наглядные материалы:
✔ использовать индивидуальные коммуникативные альбомы; электронные средства: устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры (GoTalk); планшетные или персональные компьютеры со специализированными обучающими программами и вспомогательным оборудованием и др.;
✔ использовать литературу в аудиоформате, книги на шрифте Брайля, рельефные иконы и рисунки, объемные макеты храмов (из картона, дерева, пластика), мнемосхемы[15]
● организовать подготовку приходских специалистов:
✔ обучать тех прихожан, которые желают работать с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
✔ просвещать и обучать по программе подготовки церковного специалиста светских работников, которые имеют опыт работы среди людей с ограниченными возможностями здоровья;
✔ способствовать приобретению приходскими специалистами дополнительных знаний в области специальной психологии, коррекционной педагогики, специальных навыков, знаний их психологических особенностей и специфики взаимодействия людей с ограниченными возможностями с социумом;
✔ обучать приходских специалистов использованию специальных средств коммуникации (дактилологии, русского жестового языка[16], рельефно-точечного шрифта Брайля, альтернативных средств коммуникации и т.д.).
В приходской работе среди людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, должны быть отражены следующие подходы:
● духовное просвещение не может быть отделено от миссионерства и социального служения и в силу взаимного пересечения многих вопросов включает их;
● приходское просвещение должно не только транслировать знания, но способствовать формированию у человека правильной духовной жизни;
● для духовного просвещения человека, зависимого от помощи родственников, важно параллельно просвещать вместе с ними и всех, кто его окружает (в частности, родителей и опекунов);
● необходимо учитывать особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья;
● просветительская работа может проводиться как в специально организованных группах, так и в общих приходских группах[17];
● приходу необходимо стремиться к тому, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья по возможности принимал участие в жизни прихода[18];
● необходимо активно использовать ситуацию, когда наставленный в вере человек с ограниченными возможностями здоровья ведет просветительскую работу в своей среде.
[1] Подробно см. Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. –https://www.diaconia.ru/book/54b7946d416da19c3d8b4567
[2] Подробно см. Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. –http://www.diaconia.ru/book/54b7946d416da19c3d8b4567
[3] К нарушениям устной речи относятся: афония и дисфония (отсутствие или частичное нарушение голоса), брадилалия (патологически замедленный темп речи), тахилалия (патологически ускоренный (темп речи), заикание (судорожное состояние мышц речевого аппарата), дислалия, ринолалия и дизартрия (нарушение произношения, обусловленное различными дефектами в строении и функционировании речевого аппарата), алалия (отсутствие или грубое недоразвитие речи), афазия (распад уже сформировавшейся речи). К нарушениям письменной речи относят дисграфию (нарушения письма) и дислексию (нарушения чтения).
[4] Подробно см. Особый человек в храме: помощь людям с нарушениями развития и аутизмом. –http://www.diaconia.ru/book/5909e2d4416da108298b4567
[5] Подробно см. Особый человек в храме: помощь людям с нарушениями развития и аутизмом. – http://www.diaconia.ru/book/5909e2d4416da108298b4567
[6] Данные опорные площадки должны стать центрами помощи другим приходам епархии по работе среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
[7] Уточненные требования к организации приходского пространства, средствам общения, методам и методикам работы для каждой отдельной категории людей с ограниченными возможностями здоровья могут существенно различаться.
[8] Подробно см. В Русской Православной Церкви разработаны «Рекомендации по организации пастырской и миссионерской работы с глухими и слабослышащими». – http://www.patriarchia.ru/db/text/1368642.html
[9] Обеспечение доступа в здания приходских храмов обязательное условие для всех приходов епархии.
[10] Подробно см. Как сделать храм доступным для всех: технические нормы и архитектурные решения. – http://www.diaconia.ru/book/566689b6416da1bf138b4577
[11] Данное взаимодействие целесообразно развивать на уровне соответствующих профильных епархиальных отделов с вовлечением отдельных приходов начиная с тех, на которых организованы опорные площадки по данному направлению.
[12] Ст. 5 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
[13] Например, см. Соглашение о сотрудничестве между Синодальным отделом по благотворительности и Всероссийским обществом глухих. – http://www.diaconia.ru/soglashenie-osotrudnichestve-mezhdu-sinodalnym-otdelom-po-blagotvoritelnosti-i-vserossijskim-obshhestvomslepykh
[14] Адаптированные курсы приходского просвещения проходят обязательную экспертизу в профильных синодальных учреждениях.
[15] Подробно см. Незрячий в храме. – http://www.diaconia.ru/book/5177bd6aeabc88bc33000000
[16] Подробно см.100 фраз на русском жестовом языке: разговорник для священнослужителей. – http://www.diaconia.ru/book/566b05a2416da165488b4567
[17] Специальные группы могут создаваться для глухих, слабослышащих и позднооглохших; слепых и слабовидящих; для людей с тяжелыми нарушениями речи; с задержкой психического развития и (или) с ментальными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра; для имеющих сложные дефекты и для других категорий людей с ограниченными возможностями здоровья.
[18] В зависимости от состояния здоровья и индивидуальных возможностей, можно предложить такому человеку петь и читать на клиросе, участвовать в совместной деятельности с другими прихожанами (уборке и украшении храма, церковного двора, организации трапез и др.), работать в творческих мастерских, участвовать в чаепитиях, трапезах, паломнических поездках. Для незрячих – предложить петь и читать на клиросе по специально изготовленным книгам; участвовать в работе воскресной школы; ездить в совместные паломнические поездки; работать в творческих мастерских.