ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Преамбула
Забота о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о детях в трудной жизненной ситуации является одним из приоритетных направлений церковного социального служения. Выстраивая работу организации, которая принимает для проживания детей отдельно от родителей, администрация должна руководствоваться глубоким пониманием специфики работы с детьми-сиротами и детьми из семей в трудной жизненной ситуации. Специфика церковной педагогики в таких организациях обусловлена особенностями детей, оставшихся без попечения родителей, и высокими требованиями к безопасности пребывания детей в церковных организациях.
Русская Православная Церковь подчеркивает, что основным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи и преодолению условий, послуживших причиной прекращения родительского попечения. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо всячески способствовать устройству детей в замещающую семью.
Непрерывное проживание детей в организации до совершеннолетнего возраста допустимо только в случае невозможности его возвращения в родную семью или устройства в иную семью, а также в случаях, предусмотренных законодательством страны местонахождения организации.
В целях решения проблемы сиротства и его профилактики Церковь действует в сотрудничестве с государственными и муниципальными органами, с общественными организациями и частными лицами.
Действующие под эгидой Русской Православной Церкви организации для детей должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством стран их местонахождения. Организации находятся под контролем как органов церковного управления, так и уполномоченных государственных и муниципальных органов.
Для решения вопросов по координации деятельности, аттестации, взаимодействию, а также методической и иной поддержки церковных организаций в сфере помощи детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации функционирует Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению[1]
Спецификой церковных организаций является воспитание пребывающих в них детей в соответствии с духовными и нравственными традициями Православия.
Настоящий документ определяет единые требования к деятельности учреждений интернатного типа[2] (осуществляющих круглосуточный уход за детьми, далее – организация) и составлен с учетом документа «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви»[3].
I. Создание, лицензирование, аккредитация и управление организации
1. В церковно-иерархическом отношении организация находится в ведении епархии, на территории которой она расположена. Церковно-иерархическое подчинение организации определяется епархиальным архиереем этой епархии.
2. Управление организацией осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны местонахождения организации и ее уставом (положением о ней).
3. Организация проходит лицензирование в порядке, установленном действующим законодательством страны местонахождения организации.
4. Создание новых церковных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей в трудной жизненной ситуации допускается только по согласованию с епархиальным архиереем и Центром по вопросам семейного устройства и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
5. Организация ежегодно должна предоставлять содержательный отчет по установленной форме[4] в Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению.
6. Возможные юридические формы организации – организационно-правовые формы некоммерческих организаций, предусмотренные действующим законодательством страны местонахождения организации.
7. Не допускается создание и деятельность организаций, где дети оформлены под опеку сотрудников (в т. ч. монашествующих). Только в исключительных случаях установление опеки над детьми монашествующими допускается по письменному благословению епархиального архиерея в отношении каждого отдельного ребенка.
8. Если планируется создание организации при монастыре, она должна располагаться за территорией монастыря, а не внутри нее. Деятельность может направляться и курироваться монастырем, но осуществлять деятельность должны не насельники/насельницы монастыря, а православные миряне.
II. Организация духовной жизни
1. В каждую организацию указом епархиального архиерея назначается духовник, который должен отвечать за духовное окормление воспитанников.
2. Духовник совместно с руководством организации определяет частоту посещения храма, молитвенное правило и меру поста для детей в соответствии с их возрастом, степенью воцерковленности и состоянием здоровья. Об установленных в церковной организации правилах в этой области, а также об их изменениях духовник письменно докладывает епархиальному архиерею.
3. В связи с особенностями уклада церковных организаций необходимо, чтобы их сотрудники регулярно участвовали в церковной жизни, вместе молились на богослужениях.
4. Принуждение к участию воспитанников организации в таинствах Церкви не допускается.
III. Финансирование организации
1. Деятельность организации финансируется за счет епархиальных и приходских средств, а в случаях, предусмотренных законом, за счет средств учредителей,средств частных и корпоративных благотворителей, государственных средств, грантов и иных благотворительных программ, предусмотренных законодательством страны местонахождения организации.
2. Руководитель организации ежегодно представляет епархиальному архиерею, учредителям и попечительскому совету годовой отчет о деятельности организации, а также смету на следующий год с указанием предполагаемых источников финансирования.
IV. Прием и отчисление воспитанников
1. Устройство детей в организацию осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством страны местонахождения, и в соответствии с уставом организации или положением о ней.
2. Организация исполняет в отношении помещенных детей обязанности опекуна (попечителя) и/или осуществляет иные права и исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством страны местонахождения и в соответствии с уставом организации или положением о ней.
3. При устройстве ребенка в организацию должен строго соблюдаться порядок передачи детей уполномоченными государственными органами под надзор в некоммерческие организации, в соответствии с законодательством страны местонахождения организации.
4. Руководитель организации, в которой находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в установленный законодательством страны местонахождения организации срок, начиная со дня, когда ему стало известно о возможности передачи ребенка на воспитание в семью, обязан сообщить об этом в уполномоченный государственный орган по месту нахождения организации.
5. Дети помещаются в организацию временно, на период до их возвращения кровным родителям, иным законным представителям или их устройства на воспитание в замещающую семью.
6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства, или иного уполномоченного органа страны местонахождения организации о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот.
7. Дети, имеющие законных представителей (родителей, опекунов и/или попечителей), помещаются в организацию временно на срок не более 6 месяцев с учетом выраженного в договоре мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, на основании двух- или трехстороннего договора (с организацией, законным представителем и органами опеки и попечительства). Организация принимает детей, имеющих законных представителей, только в крайних случаях, когда имеются веские причины невозможности нахождения детей в родной семье. Критерии приема должны быть прописаны в форме отдельного локального акта. В договоре предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, направленной на устранение причин, по которым ребенок был помещен в организацию, обязанности законных представителей ребенка в части его воспитания и развития, заботы о здоровье, количества и периодичности посещения ребенка, участия в обеспечении его содержания в организации, срок пребывания ребенка в организации, права и обязанности организации, органа опеки и попечительства, а также ответственность сторон за нарушение условий договора.
8. Срок временного пребывания ребенка в организации может быть продлен путем заключения дополнительного соглашения, в случае если причины, по которым ребенок временно помещен в организацию, сохраняются. При этом необходимо принимать все меры к устранению этих причин и к возвращению ребенка в кровную семью или передаче в замещающую семью, если возвращение в кровную семью невозможно. При продлении пребывания ребенка в организации на срок более года, необходимо направить специалистам Центра по вопросам семейного устройства информацию о причинах дальнейшего продления пребывания ребенка в организации.
9. Прием детей в организацию должен строится преимущественно по территориальному признаку. С целью сохранения привычной для ребенка социальной среды, создания условий для сохранения родственных и дружеских связей ребенка, восстановления родительских прав, преимущество при приеме отдается детям, проживающим наиболее близко к организации (за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на его поведение, способствует его асоциальному поведению).
10. Для пребывания детей в организации могут быть созданы условия дневного или круглосуточного 5-дневного (не более 5 дней подряд в неделю) пребывания.
11. Организация может разрешать временно бесплатно проживать и питаться выпускникам организации, преимущественно на период до их трудоустройства или поступления на обучение в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также приезжающих в организации в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
12. Организация также может продлевать пребывание в ней выпускникам, имеющим инвалидность, на срок реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
V. Штат организации
1. Руководителем организации может быть клирик или мирянин.
2. Руководитель организации должен иметь профильное (педагогическое или социальное) образование. При его отсутствии руководитель обязан пройти курсы профессиональной переподготовки в государственном или негосударственном лицензированном учебном учреждении. В компетенции руководителя входит знание основ законодательства, нормативных актов в сфере работы с несовершеннолетними; особенности психологии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, переживших психологическую травму.
3. На педагогическую работу принимаются лица, регулярно участвующие в церковной жизни, и имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании, рекомендацию духовника.
4. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
5. В штате организации необходимо предусмотреть должности:
(а) руководителя службы по работе с семьей,
(б) социального куратора – специалиста, осуществляющего социальный патронат кровных семей воспитанников.
Социальный куратор должен пройти курсы повышения квалификации по работе с кровными семьями.
В функции социального куратора входит:
- социально-педагогическая деятельность по взаимодействию с кризисной семьей воспитанника, направленная на преодоление кризисной ситуации и возвращение ребенка в семью;
- деятельность, направленная на поддержание детско-родительских отношений, регулярного взаимодействия воспитанника с кровной семьей;
- взаимодействие с государственными органами власти при работе с кризисными семьями (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и проч.)
- содействие семейному устройству при наличии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- привлечение услуг смежных специалистов по запросу для организации комплексной помощи семьям (юридическая, медицинская, реабилитационная и иная помощь);
(в) семейного психолога по работе с семьями воспитанников
(г) детского психолога
Количество социальных кураторов должно быть предусмотрено из расчета не более 10-15 семей на 1 специалиста.
6. При невозможности иметь в штате соответствующих сотрудников и организовать собственную службу по работе с семьями, следует привлекать отдельных специалистов по гражданско-правовому договору или заключить договор о сотрудничестве с другими профильными организациями на территории епархии - церковными, государственными или некоммерческими, которые готовы обеспечить данную деятельность (как то: кризисные центры, центры помощи семье и детям, реабилитационные центры, центры семейного устройства, благотворительные фонды помощи детям-сиротам и др.). Для налаживания данной работы внутри организации, а также для взаимодействия со сторонними организациями рекомендуется обратиться в Центр по вопросам семейного устройства и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
7. В штате организации необходимо предусмотреть должность социального работника (имеющего квалификацию в соответствующей сфере и необходимый опыт работы), в обязанности которого входит взаимодействие с государственными органами, оформление положенных льгот и пособий на детей, защита имущественных интересов детей (в том числе забота об оформлении жилья выпускникам), оформление статуса детей, ведение их личных дел.
8. В штате организации необходимо предусмотреть должности педагогов дошкольного образования, дополнительного образования, логопеда, дефектолога.
VI. Принцип открытости и взаимодействия
Деятельность организации должна осуществляться на основе принципа взаимодействия и открытости:
1. С целью содействия работе организации обязательно создавать в каждом таком учреждении попечительский совет.В состав попечительского совета могут входить: представители епархиального архиерея (по назначению от него), благотворители, представители НКО, государственных органов и другие лица, активно участвующие в деятельности организации и заинтересованные в его стабильной работе.
Для обеспечения интересов детей в попечительский совет следует пригласить регионального Уполномоченного по правам ребенка и в дальнейшем предоставить ему возможность регулярных встреч с детьми.
2. Руководству организации следует наладить сотрудничество с некоммерческими организациями, привлекать волонтеров из НКО и приходов для проведения мероприятий как внутри организации, так и за ее пределами.
3. Руководство организации должно обеспечить высокий профессиональный уровень своих сотрудников через регулярное (не менее 1 раза в 2 года) обучение и участие в профессиональных конференциях и курсах повышения квалификации, а также в мероприятиях по обмену опытом как в церковном, так и в государственном и некоммерческом секторе.
4. Сотрудники организации должны регулярно проходить обучение и повышать квалификацию, в т. ч. в соответствии с программами и рекомендациями вышестоящих церковных структур – в частности Центра по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению[5].
5. Руководство организации должно обеспечить условия для создания и поддержания профессионального общения сотрудников, участвующих в воспитании детей, в особенности важно инициировать открытое обсуждение трудного поведения детей, обсуждение конфликтных ситуаций между воспитателями и воспитанниками, проведение регулярных педсоветов и мастер-классов по поиску педагогических решений в трудных ситуациях.
VII. Содействие семейному воспитанию
1. Основной принцип церковной помощи детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации сегодня — признание приоритета семейного воспитания. Организация должна направлять свою деятельность в сторону семейного жизнеустройства ребенка[6]. Для этого необходимо развивать такие направления, как работа с кровной семьей воспитанников, находящихся в организации, создание православной школы приемных родителей, дальнейшее сопровождение кровных и приемных семей.
2. Даже временное проживание ребенка отдельно от своей семьи является тяжелым испытанием для него и возможно только в случае угрозы жизни и безопасности ребенка или трудных жизненных обстоятельств семьи, препятствующих совместному проживанию. При временном размещении ребенка в организацию основной задачей является комплексная помощь семье и возвращение ребенка в кровную семью.
3. Работа с семьей ребенка должна вестись на основе соглашения и совместного плана работы, включающего описание дефицитов и ресурсов семьи, ответственности сторон, описание конкретных шагов, которые должна сделать семья, и возможного перечня услуг от организации для преодоления кризисной ситуации и сроков их реализации. Также важно фиксировать документально ежемесячные промежуточные результаты продвижения в этой работе и своевременно корректировать план работы.
4. Для эффективной помощи детям, попавшим в кризисную ситуацию, администрация организации обязана осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением и/или иными государственными, а также некоммерческими организациями.
5. Проживание ребенка отдельно от его родных может крайне негативно отражаться на его психологическом благополучии, и руководство организации должно обеспечить комплексную духовно-нравственную и социально-психологическую работу, включая:
- помощь ребенку в понимании на доступном ему уровне причин, по которым он проживает отдельно от семьи, и возможных перспектив и сроков возвращения обратно;
- помощь ребенку в духовной и душевной работе по преодолению травмы разрыва с кровной семьей;
- помощь ребенку в максимальном сохранении и понимании личной истории, истории его семьи и родного края для лучшего понимания своих корней, сохранении родственных и дружественных связей из прежней жизни ребенка и создании теплых и надежных отношений со взрослыми внутри организации.
6. Признавая приоритет кровных родителей (родственников) в воспитании ребенка и важность поддержания кровных связей с родной семьей, руководство организации должно разработать регламент взаимодействия воспитанников с их родственниками, включающий личное общение, выезды детей домой, телефонные переговоры и проч., если это не вредит интересам детей[7].
7. Если законные представители в течение срока более 6 месяцев не посещают детей и не поддерживают с ними общение, следует совместно с органами опеки и попечительства заниматься определением статуса ребенка и его дальнейшим жизнеустройством.
8. Особое внимание следует обратить на то, что детям до 12 лет не рекомендуется постоянное проживание в организации. Если такие дети находятся в организации, то им особенно важно обеспечить как можно более частое и регулярное общение со своей семьей.
9. Организация в случае необходимости может разрешать временное пребывание в ней законных представителей совместно или в непосредственной близости со своими детьми, при условии обеспечения безопасности детей.
VIII. Индивидуальный подход к детям
1. Руководство организации должно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, создать благоприятные условия (как материального, так и нравственного характера) для воспитания и всестороннего развития личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни в обществе, учитывая его индивидуальные особенности, способности и наклонности.
2. Дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в комплексной психолого-педагогической диагностике и поддержке, которая должна отражаться в индивидуальном психолого-педагогическом плане работы по каждому ребенку, обновляемом не реже раза в месяц.
3. Для каждого ребенка, постоянно проживающего в стенах организации, рекомендуется наличие своего значимого взрослого, с которым у него установлены доверительные, тесные взаимоотношения. Такую роль может выполнять восприемник, сотрудник, доброволец или иной взрослый, который отвечает за вверенного ему воспитанника, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации и непосредственно перед выпуском, а также после его выпуска из организации.
4. В повседневной жизни одежда детей, проживающих в церковной организации, должна быть индивидуальной, соответствовать возрасту и полу детей, учитывать их личный вкус, при соблюдении требований нравственности и скромности в одежде. Форменная или единообразная одежда может быть введена для ношения во время учебы и на иных мероприятиях по решению администрации организации. Недопустимо облачение детей в форму, копирующую монашескую одежду.
IX. Образование
1. Школьное образование в соответствии с Семейным кодексом является приоритетным видом деятельности ребенка. Дети, проживающие в организации, должны получать среднее общее образование в соответствии с действующим законодательством страны местонахождения и нормативными документами Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
2. Дошкольное образование в организации осуществляется работниками с необходимой квалификацией и опытом работы в соответствии с индивидуально подобранными программами, методиками дошкольного развития.
3. Администрация организации должна обеспечить возможность получения воспитанниками дополнительного образования в соответствии с их способностями и желаниями (кружки, музыкальная школа, спортивные секции и т.п.).
4. Детям, проживающим в организации, должно быть обеспечено преподавание религиозных предметов в соответствии со «Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал №76 от 27 июля 2011 года), или аналогичными документами Автономных и Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, разработанными для учебных заведений страны местонахождения организации.
5. Дети, проживающие в организации, могут получать образование как в государственных и муниципальных, так и в частных общеобразовательных организациях. Возможно использование предусмотренных законодательством страны местонахождения организации таких форм получения образования, как экстернат, семейное образование и т.п.
6. В целях интеграции и социализации детей, соблюдения принципа открытости и взаимодействия рекомендуется организовать основное и/или дополнительное обучение детей вне стен организации (кроме школ-интернатов или пансионов, где основным видом деятельности является образование). В случае получения основного образования в стенах организации дополнительное образование следует обеспечить за ее пределами.
В случае обучения детей в светской общеобразовательной школе, преподавание религиозных предметов в соответствии со «Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» осуществляется в церковной организации.
X. Внутренний распорядок организации
1. Организация внутреннего распорядка регламентируется локальными нормативными актами, регулирующими выполнение сотрудниками их обязанностей, и устанавливающими структуру управления деятельностью организации и распределение должностных обязанностей. Такими актами являются штатное расписание, график отпусков, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, должностные инструкции, положение о неразглашении сведений о персональных данных и/или иные акты, предусмотренные законодательством страны местонахождения организации. Также должны быть разработаны и утверждены следующие локальные акты, регулирующие жизнь воспитанников: положение о режиме пребывания; правила приема, перевода, отчисления воспитанников; правила ведения личных дел воспитанников; иные локальные акты.
2. Уровень материального обеспечения детей в организациях должен быть не ниже норм, предусмотренных для соответствующих государственных (муниципальных) организаций. На территории необходимо обустроить спортивную и детскую площадки.
3. Нормы проживания детей в организации устанавливаются в соответствии с законодательством страны ее местонахождения. При этом рекомендуется ограничивать количество детей в группе семью детьми.
4. Каждая организация, независимо от того, реализует ли она общеобразовательные программы или занимается только содержанием и реабилитацией, должна разработать программу содержания и воспитания детей. Программа должна отражать особенности уклада, связанные с конфессиональной принадлежностью организации. Помимо религиозного компонента, в ней должны содержаться светские компоненты. Необходимо участие в составлении программы профессиональных психологов, воспитателей, учителей, социальных педагогов, медиков и иных специалистов.
5. В целях создания единого педагогического пространства, подразумевающего единство требований и подходов к воспитанию детей со стороны сотрудников организации, необходимо, помимо проведения регулярных педагогических советов, разработать единые правила и требования к сотрудникам, единые требования к воспитательным мерам.
6. Не допускаются антипедагогические меры наказания детей за их проступки, в том числе телесные наказания.
7. Для нормального развития детей, длительно пребывающих вне семьи, необходимо создать условия проживания, максимально приближенные к семейным:
- за каждой группой детей должны быть закреплены постоянные воспитатели, в функции которых входит не только присмотр и уход за детьми, но и включенность в сферу интересов и событий жизни ребенка. Отношения должны строится в соответствии с принципом индивидуального подхода к ребенку;
- недопустима частая смена воспитателей в группе;
- рабочая смена воспитателя должна длиться не менее суток (т.е. в течение суток не должно происходить смены на дневного и ночного воспитателя);
- проживание детей должно быть организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу
- у каждого ребенка должно быть индивидуальное пространство, мебель и личные вещи.
8. Распорядок дня в организации строится, как и в других подобных учреждениях, с учетом необходимого времени на обучение, отдых, досуг, занятия спортом, дополнительное образование и развивающие занятия. Режим дня для воспитанников строится с учетом их возрастных особенностей и состояния здоровья.
9. Организации, осуществляющие свою деятельность при монастырях, должны иметь свой внутренний распорядок, отличный от монастырского. Дети должны проживать отдельно от монашествующих. При этом необходимо обеспечить размещение детей в зданиях за оградой монастыря. Уклад жизни детей в организациях не может быть ориентирован на монастырский устав.
10. В случае, если ребенок проявит желание ознакомиться с монашеской жизнью, такая возможность может быть ему предоставлена сообразно его возрасту. Возможный вопрос о принятии монашества или поступлении в качестве послушника в монастырь должен решаться по достижении ребенком совершеннолетия и быть представлен, в соответствии с действующими церковными установлениями, на усмотрение епархиального архиерея.
11. С целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни руководство организации должно обеспечить:
- участие детей в приготовлении пищи, покупке продуктов питания и хозяйственных товаров, личной одежды
- привлечение детей, проживающих в организации, к посильному общественно-полезному труду, если он не вредит здоровью ребенка, не мешает образовательному процессу (при соблюдении законодательства страны местонахождения организации о труде и о правах ребенка).
- профориентационные мероприятия
- посещение подростками (начиная с 14 лет) дней открытых дверей в учебных заведениях
- занятия и беседы о семейной жизни
- занятия по финансовой грамотности (в т. ч. опасность кредитов, интернет-мошенников и проч.)
- мастер-классы по различным темам
- игры и тренинги для подростков для развития навыков коммуникации, самостоятельности и ответственности
- занятия по безопасности в сети Интернет
- занятия по профилактике зависимого поведения
12. Участие руководства и сотрудников организации в жизни выпускников продолжается после достижения ими совершеннолетия. Организации надлежит оказывать поддержку и помощь выпускникам, в частности, в получении образования, в том числе высшего, в трудоустройстве, бытовом обустройстве и т.п.
XI. Обеспечение безопасности и неприкосновенности детей
1. Все сотрудники организации перед приемом на работу должны пройти проверку на отсутствие судимостей. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям (в т. ч. обязательно наличие справки из психоневрологического диспансера).
2. До приема сотрудника на работу следует запросить у него рекомендательные письма; необходимо связаться с каждым рекомендателем, с каждой организацией, где кандидат ранее работал с детьми или молодежью, и получить на кандидата письменную характеристику. Руководитель организации несет персональную ответственность за отбор кандидата при приеме на работу.
3. В случае, если на территории, где располагается организация, проживают или работают посторонние люди (трудники, паломники и др.) нельзя допускать бесконтрольного перемещения детей по территории (только в сопровождении взрослых).
4. Совместное проживание в организации воспитанников противоположных полов в одном здании[8] недопустимо.
5. При раздельном проживании и/или обучении мальчиков и девочек для получения адекватных навыков общения противоположных полов необходимо предусмотреть программу мероприятий с участием разнополых воспитанников.
6. В организации должна действовать политика «двух взрослых»:
(а) где возможно, воспитанники организации не должны находиться под присмотром только одного взрослого. Во время любой деятельности с участием детей необходимо присутствие двух или более взрослых. Исключения могут составлять случаи кратковременного отсутствия одного из взрослых. В ночное время с детьми должны находиться не менее двух взрослых воспитателей (или не менее одного взрослого на этаже, где ночуют дети).
(б) за исключением экстренных случаев, в любой ситуации, предполагающей взаимодействие между взрослым и ребенком один на один, участвующий взрослый обязан заранее уведомить другого взрослого о данном обстоятельстве, назвать ребенка, место и примерную продолжительность планируемого взаимодействия.
7. В организации должна действовать политика открытых дверей:
(а) мероприятия в организации не должны носить закрытый характер. Священнослужители, учителя, родственники, сотрудники организации имеют право (и приглашаются) в любой момент присутствовать на любых мероприятиях с участием несовершеннолетних.
(б) двери всех помещений, где проводятся любые организованные мероприятия с участием несовершеннолетних, должны оставаться хотя бы частично приоткрытыми, либо в них должны быть прозрачные стеклянные вставки достаточного размера, либо в помещении должен быть организован надлежащий контроль со стороны взрослых.
8. Должна быть разработана и принята программа обучения по предотвращению сексуального насилия в отношении детей. Данное обучение в обязательном порядке должны пройти все лица, связанные с работой и взаимодействием с детьми в организации. Данные программы должны, как минимум, содержать информацию и инструкции по:
- требованиям в отношении взрослых, взаимодействующих с детьми в церковных организациях;
- сигналам и симптомам возможного сексуального насилия в отношении детей;
- соответствующим требованиям для заявления в правоохранительные органы и органы социальной защиты о возможном сексуальном насилии или о поступившем заявлении о совершенном насилии;
- методам предотвращения сексуального насилия в отношении детей.
9. Необходимо назначить человека, к которому в организации смогут обратиться и дети, и взрослые за консультацией и помощью по любым вопросам детской безопасности, включая сексуальную. Доверенное лицо должно быть легко доступно для детей и взрослых, его контактные данные (например, телефон, адрес электронной почты, часы и место дежурства) следует разместить на видном месте в организации или на сайте организации, и донести информацию о таком специалисте до всех детей и сотрудников. Руководитель организации несет персональную ответственность за то, что каждый проживающий в организации будет проинформирован о наличии такого человека и будет знать, как и когда к нему можно обратиться.
10. Любое недопустимое поведение или недопустимые взаимоотношения между взрослым и ребенком или членом группы несовершеннолетних должны быть немедленно пресечены и расследованы. При необходимости контролирующий персонал должен вынести виновнику предупреждение и далее внимательно наблюдать за ситуацией, если только первое же нарушение не настолько серьезно, чтобы потребовалось немедленное отстранение сотрудника от дальнейшей работы. За неоднократное игнорирование подобных предупреждений сотруднику должна быть запрещена дальнейшая работа с несовершеннолетними.
11. При возникновении жалоб или конфликтных ситуаций воспитанники и сотрудники должны знать алгоритм действий, заранее разработанный для таких случаев.
12. В организации должны приниматься меры, направленные на ограждение воспитанников от вредной информации, которая может травмировать их психику, вызвать панику или внушить им суицидальные мысли, в том числе от пропаганды межнациональной розни, развратного поведения, порнографии, жестокости, употребления наркотиков, табачной продукции и алкоголя. Исключается бесконтрольный доступ к сети Интернет, аудио- и видеозаписям, телепередачам, видеоиграм и печатным изданиям. При этом использование различных аудио- и визуальных материалов в учебных целях желательно, а ответственность за осуществление контроля лежит на духовнике, воспитателях и попечительском совете организации.
13. В организации необходимо создать безопасную информационную инфраструктуру. Для отслеживания трафика в школьной сети необходимо предусмотреть разделение отдельных сетей Wi-Fi, например, общедоступных и административной. Необходимо предусмотреть использование отдельного логина и пароля для учащихся; фильтрацию вредоносного контента в сети, доступной для учащихся. Также требуется разработать правила использования интернета в организации для ее воспитанников и сотрудников; предусмотреть защиту документации; проведение профилактических и образовательных мероприятий с воспитанниками и сотрудниками в области сетевой безопасности.
14. Необходимо предусмотреть процедуры реагирования в случае обнаружения небезопасного поведения в виртуальном пространстве. Такие процедуры должны включать: диагностику ситуации и документирование; формы оказания помощи пострадавшему, в том числе оказание психологической помощи; в случае необходимости уведомление государственных органов.
XII. Медико-социальное сопровождение
1. На каждого ребенка, проживающего в организации, оформляется полис обязательного медицинского страхования, если это предусмотрено законодательством страны местонахождения организации. Кроме того, рекомендуется оформлять на детей полисы добровольного страхования. Если законодательством страны местонахождения организации не предусмотрено обязательное медицинское страхование, наличие у воспитанников полисов добровольного медицинского страхования является обязательным.
2. Дети, проживающие в организации, должны проходить ежегодное медицинское обследование (диспансеризацию), а также иные медицинские обследования в зависимости от состояния здоровья ребенка.
3. В штате организации должен быть предусмотрен медработник, отвечающий за регулярный контроль здоровья детей. В случае отсутствия в организации врача и медперсонала, необходимо заключить договор с поликлиникой или иным медицинским учреждением для оказания медицинских услуг детям.
4. Отдых детей организуется в соответствии с возможностями организации при соблюдении законодательства, регулирующего данный вопрос.
5. Режим дня и комплекс лечебно-оздоровительных процедур для детей устанавливается с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением указанных норм в соответствии с законодательством страны местонахождения организации.
6. Помещения и оборудование, необходимые для содержания, воспитания и развития детей, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством страны местонахождения.
XIII. Питание детей
1. Питание детей в организации определяется с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять формирование санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований, санитарных правил и норм, а также с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением указанных норм в соответствии с законодательством страны местонахождения организации.
2. Питание детей в организации осуществляется не менее 5 раз в день, с учетом возраста и состояния здоровья.
3. Правила поста для детей, проживающих в организации, определяются в порядке, предусмотренном пунктом II.2 настоящего документа. При этом постное меню должно удовлетворять государственным требованиям по содержанию жиров, белков и углеводов.
XIV. Дети-инвалиды
1. Предметом особой заботы церковных организаций являются дети-инвалиды.
2. Организация обязана приспосабливать свои здания и территории к проживанию в ней детей-инвалидов и реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации таковых.
3. Дети-инвалиды должны получать в организации необходимую помощь и поддержку, защиту своих прав и уважительное отношение. В случае, если в организацию принимаются дети-инвалиды, администрации необходимо обратить особое внимание на профилактику и предотвращение дискриминации по отношению к ним.
4. Организации надлежит содействовать физическому и психологическому развитию и социальной интеграции детей-инвалидов, развитию их личностных качеств, талантов и творческих способностей. Администрация организации должна принимать меры по обеспечению индивидуальной поддержки каждого ребенка-инвалида.
5. Обучение детей-инвалидов должно учитывать их индивидуальные физические, интеллектуальные и психологические особенности и проходить в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и их социальному развитию. При этом организации надлежит предоставлять детям-инвалидам доступ к инклюзивному образованию. Дети-инвалиды, с учетом особенностей их здоровья, должны быть включены в общий образовательный процесс в организации, участвовать в играх, в проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях.
XV. Интересы ребенка
1. Организация обязана соблюдать законодательство страны местонахождения о правах ребенка, а также обеспечивать соблюдение имущественных и неимущественных прав детей.
2. Защита администрацией организации прав находящихся в ней детей осуществляется в соответствии с законодательством страны местонахождения организации.
3. Администрация должна принимать все возможные меры для обеспечения принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям в трудной жизненной ситуации прав и гарантий, к числу которых относятся: право на медицинское обслуживание, право на имущество и жилое помещение (для детей-сирот), дополнительные гарантии права на труд, дополнительные гарантии права на образование, право на медицинское обслуживание, право на установленные выплаты и льготы, иные права и гарантии, предусмотренные законодательством страны местонахождения организации.
4. С целью обеспечения ребенка, помещенного в организацию, льготами, выплатами и поддержкой, предусмотренными законодательством, организации надлежит в разумные сроки решать вопрос о признании ребенка, помещенного в организацию, ребенком-сиротой и/или ребенком, оставшимся без попечения родителей, если возвращение в кровную семью невозможно.
XVI. Мониторинг и оценка эффективности организации
1. Эффективность организации должна оцениваться как в отношении содержания и условий текущей деятельности, так и в отношении результатов деятельности - социально-психологического и духовно-нравственного благополучия выпускников. Оценку эффективности проводит как сама организация (внутренний мониторинг и оценка), так и вышестоящие церковные структуры (внешний мониторинг и оценка) в соответствии с современными требованиями и стандартами оценки эффективности.
2. Организация проводит внутренний мониторинг и оценку своей деятельности не реже 1 раза в год. Инструментами оценки могут служить опросы, анкетирование благополучателей, сотрудников и др. Показатели критериев оценки должны быть как количественными, так и качественными.
(а) Оценка содержания деятельности и условий пребывания может производиться на основании соответствия требованиям данного положения, а также на основании собственно разработанных критериев, зависящих от специфики каждой конкретной организации, с учетом ее уникальности и сильных сторон.
(б) Оценка результатов деятельности в отношении выпускников может производиться как на основании предложенных ниже критериев, так и на основании собственно разработанных критериев, зависящих от специфики каждой конкретной организации[9] (при соблюдении законодательства о защите персональных данных страны местонахождения организации с учетом установленных ограничений). Организация ежегодно обновляет статистику по выпускникам и предоставляет ее в ежегодном содержательном отчете[10] (см. пункт I.5 данного положения). Оценка духовно-нравственного и социально-психологического благополучия выпускников должна проводиться по прошествии не менее трех лет после выпуска.
Критерии:
- Соответствие занятий возрасту: учатся / работают / служат в армии / воспитывают детей
- Наличие одной или нескольких ступеней образования (основное общее (5-9 класс), среднее общее (10 и 11 классы), среднее профессиональное, высшее)
- Семейное положение
- Наличие/отсутствие полной семьи
- Количество детей
- Степень риска изъятия детей из семьи или добровольной передачи в учреждение
- Стоит ли семья на учете в органах опеки
- Отказы от детей
- Наличие профессии, работы, стабильной занятости
- Наличие зависимостей
- Наличие психиатрических диагнозов
- Наличие судимости
- Материальное положение: среднего уровня и выше
- Решён ли вопрос с жильём
- Участие в церковных таинствах (регулярное, нерегулярное, отсутствует)
- Участие в богослужениях
- Частота и характер взаимодействия с организацией, с воспитателями и сотрудниками
- Количество умерших выпускников
3. Внешний мониторинг и оценку деятельности организации регулярно проводит Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению с периодичностью не реже 1 раза в год или по запросу вышестоящих церковных организаций. Для внешнего мониторинга и оценки используются следующие инструменты: содержательный отчет по установленной форме (см. пункт I.5 данного положения); выезды специалистов в организацию; анкетирование выпускников и др. По результатам содержательного отчета и выездов в организацию могут направляться рекомендации по улучшению качества ее деятельности.
Критериями внешней оценки являются:
- качество содержания отчета организации
- выполнение рекомендаций вышестоящих структур
- взаимодействие и открытость
- характер публикаций в СМИ
- обращения и жалобы
- и др.
Приложение № 1
Форма ежегодного содержательного отчета, предоставляемого в Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению
1. |
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
Наименование организации |
Епархия |
||
Наименование монастыря, прихода |
||
Настоятельница (начальница) |
||
Адрес юридический |
||
Адрес фактический |
||
Телефон, факс |
||
Электронная почта |
||
Руководитель организации |
||
Заместитель руководителя |
||
Руководитель Учредителя, ФИО, должность, сан |
||
Вышестоящая организация учредителя |
||
Когда и кем создана организация |
||
Организационно-правовая форма организации |
||
Наличие устава |
||
2 |
ДЕТИ |
Общее количество детей на воспитании на данный момент |
Вместительность учреждения (кол-во детей) |
||
2.1. |
Возраст |
Пол детей Возраст детей: |
От 0 лет до 3 лет |
||
От 3 лет до 7 лет |
||
От 7 лет до 14 лет |
||
От 14 лет до 18 лет |
||
От 18 лет до 23 лет |
||
2.2. |
Дети с инвалидностью |
Количество Пол, возраст |
2.3. |
Социальный статус |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: количество, возраст проживают ли дети вместе с опекунами или отдельно вместе (количество) |
Дети под опекой монашествующих или сотрудников: Количество, возраст |
||
Дети в трудной жизненной ситуации, проживающие без родителей: количество возраст
|
||
Дети в трудной жизненной ситуации, проживающие с родителями на территории учреждения: количество возраст
|
||
Другие категории детей (указать – какие): возраст |
||
2.4. |
Сроки проживания детей в организации
|
До 6 мес. От 6 мес. до 1 года От 1 года до 1,5 лет От 1,5 до 2-х лет Более 2-х лет
Организовано 5-дневное/дневное пребывание детей
|
Средняя продолжительность проживания в организации |
||
2.5. |
Прием и отчисление воспитанников |
Критерии приема |
Критерии отказа в приеме |
||
Критерии отчисления |
||
Регионы, из которых принимают детей |
||
3. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ |
Цели и задачи организации |
Основные направления деятельности организации |
||
4. |
НОРМАТИВНАЯ БАЗА |
Наличие распоряжения органов опеки, направляющих детей в организацию
|
Наличие трехстороннего договора с опекой и законным представителем ребенка
|
||
Наличие двухстороннего договора с законными представителями
|
||
Документы, запрашиваемые при приеме ребенка: а) личное заявление законного представителя б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка; в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей; г) нотариальная доверенность на ребенка от законного представителя д) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии); е) копия медицинского полиса ж) заключение медицинской организации о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию; з) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) - для детей с ограниченными возможностями здоровья; и) индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при их наличии) к) иные документы по запросу администрации (указать - какие) |
||
Ведение личных дел детей: В полном объеме Частично Не ведется |
||
Наличие распорядка дня детей |
||
Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм |
||
Соблюдение норм пожарной безопасности |
||
Соблюдение норм по охране труда |
||
Порядок управления учреждением, в том числе: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; порядок изменения; порядок реорганизации и ликвидации учреждения;
Зависимость/независимость от учредителя в управлении |
||
Как оформлено право на недвижимое имущество, все ли необходимые документы в наличии, и соответствуют ли они законодательству РФ. (Необходимо взять копию устава) |
||
5. |
ФИНАНСИРОВАНИЕ |
Имеются ли споры о праве на недвижимое имущество. |
Источник финансирования |
||
Государственные % |
||
Спонсорские % |
||
Гранты % |
||
Финансовая деятельность зависимая/независимая (бухгалтерия) |
||
Наличие подсобного хозяйства, учебных мастерских, производственных мастерских |
||
Осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельность |
||
Наличие/отсутствие и размер задолженности. |
||
Смета расходов приюта |
||
6. |
ШТАТ |
Общее количество сотрудников |
Количество воспитателей/ помощников воспитателей |
||
Количество детей на одного воспитателя |
||
График работы воспитателей / помощников воспитателей (в т. ч. ночной) |
||
Заработная плата воспитателей/ помощников воспитателей |
||
Критерии приема сотрудников на работу |
||
Лица, имеющие допуск к работе с детьми (помимо педагогов) |
||
Текучесть кадров |
||
Количество сотрудников, имеющих стаж работы в организации более 3-х лет: общее количество |
||
Уровень квалификации руководителя, воспитателей, помощников воспитателей, специалистов, работающих с детьми |
||
Количество сотрудников, прошедших повышение квалификации за прошедший год: |
||
Перечень программ повышения квалификации, пройденных сотрудниками за последний год |
||
Укомплектованность штата |
||
7. |
ЛИЦЕНЗИИ И АККРЕДИТАЦИЯ |
Наличие государственной аккредитации/ лицензии (серия, номер, дата, рег. номер, кто выдал, срок действия) |
Наличие свидетельства о государственной аккредитации
|
||
Наличие лицензии на образовательную деятельность |
||
Наличие лицензии на ведение медицинской деятельности (если таковая ведется) |
||
8. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА |
Наличие индивидуального психолого-педагогического плана реабилитации ребенка
Частота его обновления |
Наличие: логопеда психолога дефектолога специалиста по работе с семьями |
||
Наличие программы воспитания и содержания детей
|
||
Методики и программы коррекционно-развивающей работы |
||
Методы поощрения и наказания Наличие единых правил и требований к сотрудникам
Наличие единых требований к воспитательным мерам |
||
Принцип комплектования групп воспитанников, максимально допустимое количество детей в группе
|
||
Наличие значимого взрослого (наставника) у каждого ребенка
В чем состоит индивидуальная работа наставника и воспитанника |
||
Соответствие распорядка дня воспитанников возрастным и индивидуальным особенностям
Степень включенности распорядка дня детей в монашеский распорядок высокая средняя низкая в чем выражается |
||
Отдых и оздоровление детей (включает познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей, включение в социум:
перечислить мероприятия за прошедший год
|
||
Подготовка к самостоятельной жизни: - профориентационные мероприятия - посещение подростками (начиная с 14 лет) дней открытых дверей в учебных заведениях - занятия и беседы о семейной жизни - занятия по финансовой грамотности (в т.ч. опасность кредитов, интернет-мошенников и проч.) - мастер-классы по различным темам - игры и тренинги для подростков для развития навыков коммуникации, самостоятельности и ответственности - занятия по безопасности в сети Интернет -занятия по профилактике зависимого поведения |
||
9. |
ОТКРЫТОСТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ |
Наличие действующего попечительского совета Состав попечительского совета
|
В какой форме происходит взаимодействие с: государственными (форма, перечень организаций) волонтерами (форма, перечень организаций) |
||
Участие сотрудниках в конференциях, семинарах и др. мероприятиях в профессиональной среде |
||
10. |
РАБОТА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКОВ |
Наличие плана совместной работы с кровной семьей
Мероприятия, в которых принимали участие родители: (перечень за прошедший год) |
Критерии оценки эффективности работы с кровной семьей |
||
Критерии прекращения работы с кровной семьей
|
||
Перечень дальнейших действий, направленных на семейное устройство ребенка
|
||
Основные сложности во взаимодействии с кровными семьями
|
||
Наличие четкого регламента взаимодействия с родственниками
Частота и форма общения ребенка с кровными родственниками для детей до 12 лет: для детей старше 12 лет:
|
||
Допускается ли в случае необходимости временное пребывание в организации законных представителей совместно или в непосредственной близости со своими детьми, при условии обеспечения безопасности детей.
Применяется ли на практике, как часто |
||
Количество детей, возвращенных в кровные семьи
Есть ли сопровождение кровных семей, куда вернулись дети, в какой форме
Наличие сотрудничества с другими структурами, занимающимися помощью семье и детям (государственные, церковные, некоммерческие и др.): перечень структур
|
||
Наличие комплексной духовно-нравственной и социально-психологической работы с ребенком: - помощь ребенку в понимании на доступном ему уровне причин, по которым он проживает отдельно от семьи, и возможных перспектив и сроков возвращения обратно; - помощь ребенку в духовной и душевной работе по преодолению травмы разрыва с кровной семьей; - помощь ребенку в максимальном сохранении и понимании личной истории, истории его семьи и родного края для лучшего понимания своих корней, сохранении родственных и дружественных связей из прежней жизни ребенка и создании теплых и надежных отношений со взрослыми внутри организации.
|
||
11. |
СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО |
Ведется ли работа по определению статуса ребенка, для которого невозможно возвращение в кровную семью: да/нет
Количество детей, получивших статус оставшихся без попечения родителей:
|
Ведется ли подготовка кандидатов в приемные родители, в какой форме
Ведется ли работа по содействию в поиске православных приемных родителей (для детей со статусом): да/нет как проводится работа
|
||
Передаются ли дети временно в семьи (Согласно порядка временной передачи детей в семьи граждан (постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432).
|
||
Количество детей, переданных в приемные семьи на воспитание |
||
Есть ли сопровождение приемных семей, кем и в какой форме |
||
12. |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦЗАЩИТА |
Наличие социального педагога |
Соблюдение имущественных прав (получение детьми пенсий, алиментов, пособий, социальные льготы; в том числе недопущение расходования указанных средств на нужды учреждения) |
||
Как решается вопрос с обеспечением выпускников жильем |
||
13. |
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ |
Духовник учреждения |
У кого исповедуются дети |
||
Как часто бывает духовник в учреждении |
||
Молитвенное правило |
||
Как часто посещают Богослужения |
||
Как часто причащаются и исповедуются |
||
Преподавание Закона Божия |
||
Как постятся дети (пост для младших и старших детей) в однодневные и многодневные посты |
||
14. |
ОБРАЗОВАНИЕ |
Основное образование:
Обучение осуществляется: |
Дошкольное образование на/вне территории организации
|
||
Дополнительное образование: |
||
15. |
УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ |
Площадь помещения, этажность |
Количество комнат (жилые, администр., игровые, классы, спортзал) |
||
Здание в собственности/ аренда/иное |
||
Наличие централизованного отопления, водопровода, канализации, вентиляции |
||
Наличие специального оборудования для детей-инвалидов (пандусы, доп. опоры, лифты) |
||
Здание отдельно стоящее / находится на территории монастыря или за территорией |
||
Наличие земельного участка, площадь |
||
Наличие базы отдыха в каникулярное время (дачи, дома вне города). |
||
Проживание организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу |
||
Наличие индивидуального пространства, мебели и личных вещей
|
||
Проживание совместно с монашествующими: в одной комнате в одном здании в разных зданиях |
||
16. |
ПИТАНИЕ |
Наличие отдельной кухни (в случае, если приют действует при монастыре) |
Сколько раз питаются в день |
||
Организация щадящего питания для детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного такта |
||
Соблюдение нормативов питания |
||
17. |
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
Обеспеченность одеждой, обувью и мягким инвентарем |
Наличие денег у детей на личные расходы |
||
Соответствие одежды возрасту |
||
Наличие единой формы в повседневной жизни
|
||
18. |
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ |
Наличие полиса обязательного медицинского страхования |
Наличие полиса добровольного медицинского страхования |
||
Наличие договора с медицинским учреждением по обслуживанию воспитанников |
||
В каком медицинском учреждении обслуживаются воспитанники |
||
Прохождение регулярных медицинских обследований, наличие графика прохождения диспансеризации |
||
Наличие медперсонала (врачи, средний медперсонал) |
||
19. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
Перемещения детей по территории в сопровождении взрослых |
Раздельное проживание мальчиков и девочек |
||
Соблюдение политики «двух взрослых» (п.VIII.7) |
||
Соблюдение политики открытых дверей (п.VIII.6) |
||
Наличие программы обучения |
||
Наличие и доступность доверенного взрослого для обращения детей по любым вопросам детской безопасности, включая сексуальную |
||
Наличие рабочего алгоритма действий при возникновении жалоб или конфликтных ситуаций |
||
Наличие телефонов, телевидения, Интернета в доступности у детей |
||
Наличие контроля доступа |
||
Наличие процедуры реагирования в случае обнаружения небезопасного поведения в виртуальном пространстве |
||
20. |
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ |
Приспособленность организации и территории к проживанию в ней детей-инвалидов |
Наличие и реализация индивидуальных программ реабилитации и абилитации |
||
Наличие мероприятий по социальной интеграции детей-инвалидов |
||
Форма образования
Предоставление доступа к инклюзивному образованию.
Включенность в общий образовательный и воспитательный процесс в организации: участие в играх в проведении досуга и отдыха, в спортивных и иных мероприятиях. |
||
21. |
ВЫПУСКНИКИ |
Наличие статистики по выпускникам
Количество выпускников (девочек, мальчиков) |
Здесь и далее по каждому критерию указать количество выпускников Образование основное общее (5—9 класс) среднее общее (10 и 11 классы) среднее профессиональное Высшее |
||
Сколько выпускников женаты/замужем (девочек, мальчиков)
Полная/неполная семья |
||
Количество детей: нет детей 1-2 ребенка 3 и более
Степень риска изъятия детей из семьи или добровольной передачи в учреждение: высокая средняя низкая отсутствует
Отказы от детей |
||
Наличие судимых выпускников |
||
Наличие зависимостей |
||
Наличие психиатрических диагнозов |
||
Сколько имеют жилье в собственности Не решен вопрос с жильем |
||
Наличие профессии |
||
Наличие работы: частая смена работы |
||
Сфера работы |
||
Материальное положение: нуждается/не нуждается в помощи среднего уровня и выше нуждаются в помощи |
||
Участие в церковных таинствах: регулярное нерегулярное отсутствует |
||
Участие в богослужениях: нерегулярное отсутствует |
||
Частота взаимодействия с организацией, с воспитателями и сотрудниками: более 6 раз в год два раза в год 1 раз в год нет контакта |
||
Количество умерших выпускников |
||
Какая проводится работа с выпускниками после их выпуска |
||
22. |
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ |
Наличие алгоритма внутренней оценки эффективности |
Наличие критериев и инструментов внутренней оценки эффективности |
||
Критерии оценки условий проживания |
||
Критерии оценки содержания деятельности |
||
Критерии в отношении выпускников |
||
Инструменты оценки |
[1] Центр создан по решению Священного Синода 13 октября 2022 г. (журнал № 111).
[2] Организации с круглосуточным проживанием детей, организации для социально незащищенных групп детей, в т. ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие различную организационно-правовую форму (в т. ч. организации, где дети были переданы под опеку физических лиц), созданные каноническими подразделениями Русской Православной Церкви.
[3] Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74).
[4] См. Приложение № 1 (Форма ежегодного содержательного отчета).
[5] Методические материалы (пособия, вебинары, доклады на конференциях и семинарах и др.) регулярно выкладываются на сайте Синодального отдела по благотворительности, а также на странице Центра церковного попечительства о детях в социальных сетях (В Контакте).
[6] Под семейным жизнеустройством понимается возвращение ребенка в кровную семью или устройство в замещающую семью.
[7] Если взаимодействие с кровными родственниками наносит ущерб ребенку, необходимо совместно с органами опеки определять программу действий в отношении семьи и определения статуса воспитанника.
[8] Если здание разделено на разные корпуса или крылья, имеющие перекрытия, то допустимо проживание мальчиков и девочек в разных частях здания.
[9] При соблюдении законодательства о защите персональных данных страны местонахождения организации с учетом установленных ограничений.
[10] При соблюдении законодательства о защите персональных данных страны местонахождения организации с учетом установленных ограничений.