Эвтаназию как духовную болезнь современности, отношение христианского мира к новым биомедицинским технологиям и роль духовной поддержки в паллиативной помощи обсудили 12 февраля в Москве на международной конференции: «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью». Мероприятие было приурочено к третьей годовщине встречи Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Папой Римским Франциском в Гаване в 2016 году, по итогам которой была подписана совместная декларация. В конференции приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, президент Папской академии жизни архиепископ Винченцо Палья и эксперты по теме: врачи и священники Русской Православной и Католической Церквей.
«В совместной декларации подчеркнуто, что христианские ценности не сводятся исключительно к символам и внешним выражениям веры. Милосердие должно занимать первое место в христианском свидетельстве. Только в этом случае такое свидетельство будет вызывать доверие в мире, который больше не верит в красивые слова», – сказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
Он отметил, что проблема справедливости является ключевой как для православной Церкви, так и для Римско-Католической. Обе Церкви, по словам митрополита Илариона, считают в наше время чрезвычайно актуальным призыв к солидарности со всеми страждущими: с бедными, эмигрантами, беженцами, преследуемыми, престарелыми и другими.
«Современный человек способен манипулировать чужими жизнями, не признавая присутствия Образа Божиего в каждом с момента рождения до его естественной смерти. Такое отношение выражает себя повсюду: от убийства еще не рожденных детей до биотехнологических экспериментов и так называемой эвтаназии», – отметил митрополит Иларион.
Он также подчеркнул, что признание легальной возможности добровольного ухода из жизни, то есть эвтаназия, в том числе и несовершеннолетних детей – это результат извращенного толкования прав человека. Он напомнил, что в 2000 году Русская Православная Церковь, формулируя «Основы социальной концепции», однозначно определила эвтаназию как форму убийства или самоубийства в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент.
«Эвтаназия является преступлением человека против самого себя и против общества. Разрешенная в масштабах целой страны эвтаназия говорит о духовной болезни. Ее пропаганда в конечном итоге может превратиться в смертоносную государственную идеологию, как только множество людей преклонного возраста станет для этой страны социальной проблемой. Таким путем созидается цивилизация смерти, вместо цивилизации любви», – сказал митрополит Иларион.
Председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох подчеркнул, что в принципах, суммированных в Катехизисе Католической Церкви, отмечено, что эвтаназия является нравственно неприемлемым актом, нарушающим человеческое достоинство и выражающим неуважение к Богу. Независимо от соображений врача – эвтаназия осуждается Католической Церковью.
Кардинал Курт Кох в своей речи уделил особое внимание паллиативной помощи страдающему человеку. По его словам, необходимо предоставить человеку качественный уход и лечение, даже если смерть неизбежна. При этом стоит отменить слишком рискованное лечение, которое может привести к скорому летальному исходу. Какое бы ни было острое состояние у больного, ему необходимо помочь, не сопротивляясь естественному концу.
«Отношение к смерти в современном обществе очень изменилось. Раньше считалось мудрым всегда помнить о смерти, сейчас о смерти многие люди стараются забыть, наполняя жизнь комфортом и удовольствиями, – сказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – С другой стороны, некоторые люди совершенно не боятся самовольно прекратить свою жизнь, перейти грань, отделяющую нас от другого мира. Эти крайности в отношении смерти вредят человеческой душе, и наша задача как носителей христианского мировоззрения сформировать ответы на вопросы о смерти, которые возникают у людей».
Викарий Святейшего Патриарха также отметил, что задача священнослужителя помочь выработать правильное отношение к смерти людям, которые находятся на грани жизни и смерти, а также медицинскому сообществу.
«Сейчас в России открывается все больше хосписов и паллиативных отделений, – отметил епископ Пантелеимон. – Церковь должна уделить особое внимание тем людям, которые знают о приближающейся кончине и испытывают тревогу и страх».
Он подчеркнул, что в России Церковь старается вести диалог с врачами, с людьми, которые работают в больницах и хосписах. Епископ Пантелеимон в связи с этим напомнил о недавней встрече Патриарха Кирилла с Ассоциацией ректоров России и студентами-выпускниками медицинских вузов России. Сегодня, по словам председателя Синодального отдела по благотворительности, все больше появляется больничных священников, сестер милосердия и добровольцев, которые помогают умирающим людям в этот сложнейший период в жизни понять смысл страданий и приготовиться к переходу в другую жизнь. Церковь организовывает специальные курсы по подготовке помощников больничных священников.
«Труды, которые совершают врачи, больничные священники, их помощники и сестры милосердия, нуждаются в осмыслении. Даже глубоко верующий человек, когда сталкивается ежедневно со смертью, начинает переживать и страдать. Он нуждается в поддержке, чтобы не колебаться и не сомневаться при вызовах от тех, кто призывает к эвтаназии», – отметил епископ Пантелеимон.
Президент Папской академии жизни архиепископ Винченцо Палья отметил, что паллиативный уход это помощь не только тяжелобольному человеку, но и его родным, которые также столкнулись со страхом смерти. Духовная помощь всей семье – важная часть паллиативного ухода.
В ходе конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью» в докладах и дискуссиях участники также обсудили необходимость теологического осмысления новых биомедицинских технологий, роль духовной поддержки в паллиативном отделении и пастырское окормление умирающего человека.
С докладами выступили профессор Загребского университета Ана Боровечки, доктор медицинских наук, руководитель отдела трансплантологии и органного донорства научно-исследовательского института хирургии и неотложной медицины Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова Олег Резник, доктор философских наук, профессор Института философии РАН Павел Тищенко, профессор, капеллан иностранных студентов в Генте, член-корреспондент Папской академии жизни священник Берт Вандерхейген, основатель и генеральный директор Санкт-Петербургского «Детского хосписа» протоиерей Александр Ткаченко, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия игумен Антоний (Кадышев), доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, кандидат философских наук иерей Стефан Домусчи.
Конференция прошла по случаю третьей годовщины встречи Папы Римского Франциска с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Гаване в 2016 году. Мероприятие было организовано Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Папским советом по содействию христианскому единству, Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Папской академией жизни.