
Содержание
Христианские дела милосердия: I-X века
Традиции милосердия складывались в Церкви столетиями, основываясь на заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближним (Мф. 22, 36-40). Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания. В Деяниях апостолов говорится о поставлении диаконов, в обязанности которых входило попечение о бедных (Деян. 6, 1-6).
С первых веков существования Церкви христиане оказывают помощь бедным, больным и неимущим. Христианские общины занимались благотворением (диаконией) даже тогда, когда располагали самыми скромными средствами. После легализации христианства в Римской империи в IV веке масштабы церковной благотворительности значительно увеличились. Церковь участвовала в организации больниц, приютов для престарелых, сирот и странников.
Образцом для больниц служила крупная больница, построенная в 369-372 годах святителем Василием Великим в Кесарии. Здесь было изолированное помещение для прокаженных, помещения для престарелых, детей-сирот и больных.
С возникновением монашества обители начали играть важную роль в христианской благотворительности. При многих монастырях действовали странноприимницы, где бедные паломники могли остановиться на ночлег. Кроме того, в монашеской среде получил распространение обычай сэкономленные в период поста средства откладывать и отдавать бедным.
Делами широкой благотворительности был известен святитель Иоанн Милостивый – Патриарх Александрийский. Он построил 7 больниц в Александрии и регулярно кормил большое число бездомных и нуждающихся людей. Святитель Иоанн Златоуст, будучи Патриархом Константинопольским, построил больницы для немощных, снабжал их необходимым.
Церковь являлась важнейшим организатором благотворительности в период раннего и классического Средневековья. Именно Церковь обращалась к людям с призывом совершать милостыню и помогать бедным.
Церковная благотворительность на Руси: от князя Владимира до преподобного Сергия Радонежского
Понимание милосердия как христианской добродетели получило распространение среди восточных славян после Крещения Руси. Равноапостольный князь Владимир в 996 году издал церковный устав, вводивший отчисление десятины на содержание монастырей, храмов, богаделен и больниц. Также документ относил общественное призрение к сфере ответственности духовенства.
Сам равноапостольный князь Владимир немало трудился на ниве милосердия, например, по его приказу на княжеском дворе и киевских улицах кормили нищих. Преемники святого Владимира – русские князья и цари – считали заботу о бедных одной из главных своих обязанностей.
С первых веков существования государства вплоть до Петра I Церковь играла ключевую роль в организации помощи нуждающимся на Руси. Монастыри постепенно стали центрами благотворительной социальной деятельности. Церкви принадлежала инициатива в создании первых больниц. Как писал историк Евгений Максимов, одну из первых больниц, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, учредил Переяславский епископ, впоследствии Киевский митрополит, Ефрем в 1091 году.
Монастыри, храмы обеспечивали нуждающихся пропитанием, предоставляли кров в случае необходимости или во время нашествия врагов. Один из основателей Киево-Печерской лавры преподобный Феодосий благословил отчислять на нужды бедных десятую долю доходов обители, устроил отдельный двор, где жили нищие и больные. Каждую субботу монастырь посылал в тюрьмы воз хлеба.
К благотворительной деятельности Церкви в Древней Руси относилось и содержание при храмах или монастырях богаделен, а также погребение по христианскому обряду странников и нищих. В период ордынского ига именно Церковь, монастыри давали приют и пропитание бежавшим от нашествий людям. Особая роль в организации помощи нуждающимся принадлежала преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Сергий одним из важнейших правил монастыря сделал помощь всем, кто приходил в монастырь и имел нужду. Обитель давала приют нищим и странникам.
Благотворительность: XVI век — начало XX века
Яркой фигурой раннего периода эпохи Московского царства в деле благотворительности является преподобный Иосиф Волоцкий. К монастырю, где можно было получить пропитание, стекались обездоленные со всех окрестных земель. В обители спасались от голода до 700 человек ежедневно.
В XVII веке возрастает значение частной благотворительности. Пример личной благотворительности показала в Муроме святая праведная Иуалиания Лазаревская (1530-е – 1604). В годы тяжелого голода она разделила участь своих крестьян, а также ухаживала за больными и немощными. В 1626 году Патриарх Филарет на личные средства основывает у Никитских ворот в Москве Феодоровский больничный монастырь на 20 коек для увечных воинов. В 1679 году Патриарх Иоаким установил особый общецерковный сбор на содержание нищих в московских богадельнях. По распоряжению Петра I в монастырях стали размещать инвалидов. В 1706 году митрополит Новгородский Иов организовал приют для незаконнорожденных детей, а затем Петр I придал государственный характер церковной инициативе и расширил ее масштабы.
Сестры милосердия. В XIX веке во время Крымской войны проявили себя общины сестер милосердия. В такие общины принимались женщины, которые прошли испытание, и перед Богом брали на себя обеты милосердного служения. Посвящение в сестры, как правило, происходило в храмах. Общины сестер милосердия помогали раненым на фронтах Русской-Турецкой, Японской и других войн. Также общины сестер милосердия организовывали помощь мирным жителям: тяжелобольным на дому, в больницах и богадельнях. В Первую мировую войну на фронтах трудились тысячи сестер милосердия, и значительную часть из них составляли члены церковных, епархиальных общин.
Общества трезвости. В XIX веке получают широкое распространение приходские общества трезвости. Как показал опыт, такие общества были наиболее эффективны именно в церковной среде – в тех случаях, когда были организованы при церковных приходах. К 1911 году в России насчитывалось 719 обществ трезвости, из которых значительную часть составляли церковно-приходские общества.
В 1882 году святой праведный Иоанн Кронштадтский основал Дом трудолюбия в Кронштадте. Несколько тысяч человек нашли здесь работу, пропитание и жилье. При доме была библиотека, оказывалась бесплатная врачебная помощь. Подобные дома трудолюбия появлялись в разных городах Российской империи.
В 1909 году великая княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. После трагической гибели своего супруга, убитого террористами, Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь служению больным и обездоленным людям. Она продала все свои драгоценности и купила особняк на Большой Ордынке в Москве, где и была открыта Обитель. В монастыре она хотела возродить опыт женского служения милосердия, которое получило распространение в первые века христианства. Елизавета Федоровна сама ухаживала за больными в больнице Обители, посещала заключенных в тюрьмах и нуждающихся в самых проблемных местах Москвы, в том числе в районе Хитровки.
В 1918 году великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали. 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна вместе со своей келейницей сестрой Варварой приняла мученическую кончину — они были сброшены в шахту недалеко от города Алапаевск. Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала преподобномучениц Елисавету и Варвару в 1981 году. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых новомучеников России.
Делами милосердия занималась и семья императора Николая II. В годы Первой мировой войны в помещениях Зимнего дворца был устроен лазарет. Императрица Александра Федоровна и старшие дочери Ольга, Татьяна, Мария лично ухаживали за ранеными и ассистировали при операциях.
Церковная благотворительность в советское время
После 1917 года государство упразднило благотворительные организации и взяло на себя полную ответственность за решение социальных проблем. Русская Церковь пыталась продолжать дела благотворительности, например, во время голода в Поволжье в начале 1920-х годов учредила Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако в 1922 году собранные средства были конфискованы.
В 1929 году постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» был введен запрет на благотворительную деятельность Церкви. Православное милосердное служение, за редкими исключениями (такими, как сбор пожертвований на танковую колонну «Димитрий Донской»), стало непубличным, и вплоть до либерализации отношения государства к религии, начавшейся в последние годы существования СССР, носило подпольный характер.
Пример милосердного служения ближним в период гонений на веру показала святая мученица Татьяна Гримблит (1903-1937), которая посвятила жизнь помощи заключенным, тратила на передачи и посылки в тюрьмы и лагеря почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан. Советская власть всячески притесняла Татьяну, на одном из допросов Татьяне предложили снять с себя крест, на что она ответила, что снимет его только со своей головой. В 1937 году Татьяна Гримблит была расстреляна и захоронена на Бутовском полигоне.
Дела милосердия в эмиграции
Значительная часть людей покинула пределы страны после революции, и многие люди оказались в крайней нужде.
Во Франции помощь нуждающимся организовала монахиня Мария (Скобцова). После смерти дочери она приняла монашеский постриг во Франции и организовала в одном из домов в Париже благотворительную столовую и общежитие для бедных русских эмигрантов. Она также посещала отчаявшихся русских эмигрантов, которые оказывались в психиатрических лечебницах во Франции, и поддерживала их, вселяла надежду. После захвата Парижа нацистами мать Мария укрывала евреев, делала для них поддельные документы. В 1943 году монахиня Мария (Скобцова) была арестована и отправлена в концлагерь Равенсбрюк. 31 марта 1945 года она была казнена в газовой камере.
Служением нуждающимся прославился также святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францискский.
В Шанхае, куда святитель Иоанн был направлен в 1934 году из Белграда, он открыл приют и школу для детей-сирот. Святитель Иоанн сам собирал больных и голодающих детей с шанхайских улиц и приводил в приют. За все время существования приюта (до 1951 года) его воспитанниками были более 3 500 сирот — и русских, и китайцев.
С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. В 1949 году пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Многим русским беженцам, временно находящимся на Филиппинских островах и живущих в тяжелейших условиях, не давали визы в США. Святитель Иоанн выехал в Вашингтон, чтобы хлопотать об этом. В результате его ходатайства Американский конгресс изменил закон, и русские могли выехать в США.
Благотворительность в 90-е годы
Освобождение Церкви от ограничений советского времени началось в период перестройки. В 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», а также закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», которые позволяли религиозным общинам заниматься благотворительностью. Принятие этих законов совпало по времени с началом острого социально-экономического кризиса. Русская Православная Церковь участвовала в помощи нуждающимся в сложное для России время.
31 января 1991 года решением Священного Синода был учрежден Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.
Стали открываться больничные храмы. В разных городах росло число приходских инициатив помощи нуждающимся, появлялись общины сестер милосердия, создавались патронажные службы и богадельни по уходу за тяжелобольными на дому.
В 1992 году Русской Православной Церкви была передана находившаяся в тяжелом состоянии пятая городская клиническая больница города Москвы. С тех пор клиника, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переименованная в Больницу Святителя Алексия, является медицинским учреждением Русской Православной Церкви. Имеет статус автономной некоммерческой организации.
В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Учредителями стали правительство Москвы и Свято-Димитриевское сестричество – одно из первых в постсоветской России. Сестричество действовало при храме благоверного царевича Димитрия при первой городской больнице Москвы.
Усилиями настоятеля и прихожан храма впоследствии появилась патронажная служба по уходу за одинокими пожилыми людьми на дому, служба добровольцев «Милосердие», два детских дома, справочный телефон, Свято-Спиридоньевская богадельня – центр круглосуточного ухода за пожилыми и тяжелобольными людьми. С 2004 года на улицах столицы по ночам начал свое дежурство получивший в Москве широкую известность «Автобус милосердия»: благодаря этому проекту тысячи бездомных были спасены от замерзания.