Есть ли польза у душевной боли и как утешить страждущего

Есть ли польза у душевной боли и как утешить страждущего

Светские и православные психологи собрались на конференции, посвященной осмыслению страдания  и помощи страдающим людям. Возглавил ее председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон

14 декабря в Православном Свято - Тихоновском Богословском институте  прошла конференция «Страдание и особенности оказания помощи страдающим людям в церковной и светской практике». В ней приняли участие психологи Московской службы психологической помощи населению, психологи МЧС, представитель проекта «СО-действие», психологи, преподаватели и студенты ПСТГУ. Конференция проводилась совместно с Московской службой психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

«Осмысление страдания необходимо каждому человеку. Никто из нас его избежать не может. Когда мы рождаемся, мы плачем. Немногие умирают спокойно. Нет таких людей, которые не переживали бы страданий. Много людей, которые страдают рядом с нами. Как научиться состраданию и милосердию, но при этом не выгореть и не впасть в уныние? Эти вопросы особенно актуальны для тех, кто занимается помощью людям профессионально: священников и психологов, - подчеркнул епископ Пантелеимон. - Нравственные страдания тяжелее физических, и некоторые люди, которые переживают такие страдания, находятся на грани безумия, психических болезней и депрессий».

Владыка Пантелеимон задал участникам конференции вопрос: в чем причина того, что современные люди так сильно страдают и как научиться преодолевать страдания?

Первый же докладчик – протоиерей Павел Хондзинский  - выразил сомнение в том, что от страдания вообще нужно бежать. Декан богословского факультета ПСТГУ посвятил свой доклад истории обезболивания. По его мнению, человек стремится к душевному обезболиванию точно так же, как стремился в свое время к тому, чтобы избежать боли физической. Привыкание к отсутствию боли приводит к тому, что минимальное страдание может обернуться для человека катастрофой.

«Браки распадаются из-за обид по мельчайшим бытовым поводам. Подростки кончают жизнь самоубийством, получив плохую оценку в школе или не обнаружив достаточного количества лайков под своими фотографиями в соцсетях, - рассказал протоиерей Павел Хондзинский. – Кроме того, стремление избегать любой боли ведет к одиночеству, ведь общение даже с самыми близкими нам по крови и по духу людьми неизменно чревато болью и страданием. Акт соприкосновения физического или душевного всегда потенциально чреват для меня либо собственной болью, либо необходимо принять в соображение чужую боль, то есть со-страданием, которое есть, в свою очередь, страдание для меня самого». С этой точки зрения, по мнению отца Павла, «человек анестезированный», если у него не получается обезболить акт общения, предпочитает отказаться от него совсем.

Доклады, представленные на конференции, были посвящены деятельности государственных структур в сфере оказания психологической помощи, способам облегчения страданий человека через сопереживание другим, светским и церковным практикам помощи страдающим.

Во время обсуждения выступлений владыка Пантелеимон высказал свое мнение о том, как можно помочь страдающему человеку. «Говорить с человеком о страдании лучше тому, кто сам страдал, кто знает, каково это. Говорить со страдающим можно тогда, когда мы видим путь выхода из этого страдания, когда мы готовы со-страдать ему, - сказал епископ Пантелеимон. - Но разделять такие чувства можно не всегда. Не стоит разделять с человеком состояние уныния, депрессии, тоски или обиды, не всему можно сочувствовать».

У практикующих психологов, которые постоянно работают, в том числе, и с воцерковленными людьми, возник ряд вопросов к епископу Пантелеимону. В частности, они спрашивали, можно ли привлекать к работе над психологическими проблемами людей их духовников и что делать, если советы духовника противоречат рекомендациям специалиста; как работать с кризисными семьями, как относится к тому, что верующие люди отказываются использовать определенные психотерапевтические техники, например, не могут работать с «субличностями» - то есть «разделять» свое «я» на несколько носителей разных социальных ролей. Епископ Пантелеимон ответил, что для христиан свойственно понятие целостности души, ее неделимости и даже «простоты». И посоветовал всем интересующимся этим вопросом познакомиться с произведениями святых отцов: Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, -  которые, хотя и жили в разное время, смогли сформировать единый взгляд на то, что такое человеческая душа. 

14.12.2016 21:13, 5755 просмотров

Темы: Духовные основы милосердия

Подпишитесь на рассылку нашего Синодального отдела

Раз в месяц присылаем нескучное письмо о том, какие добрые дела совершает Церковь и ее люди.
Email*
 

Читайте нас в Телеграме:

Подписаться