Часто приходится сталкиваться с тем, что для многих наших соотечественников состояние трезвости как нормы или не вполне очевидно, или попросту отрицается. Высказываются мнения, что «алкоголизация — это надуманная проблема», «запретами на алкоголь ничего не добьешься», кто-то предлагает учить народ «культурно» выпивать, продавать только качественный алкоголь. А некоторые вообще уверены, что спиваются только слабые, а сильные люди — подразумевается «такие, как мы» — никогда не впадут в зависимость от алкоголя.
Откуда у нас такой пиетет перед выпивкой? Полные стадионы собирает петербургская «группировка», лидер которой не скрывает, что алкоголь и матерный лексикон — часть их имиджа. Бытовой алкоголизм превозносится и поэтизируется, в текстах группы Питер пронизан алкогольными парами, потому что пить — это якобы единственное занятие его жителей. А ведь к питерцам у всей России особое отношение: их любят и уважают за особый дух свободы, за близость к культуре и науке — это как будто особый народ, петербуржцы. У Питера особая стать и гордость — не местечковая, а именно аристократическая.
Почему фраза «Русские после первой не закусывают», сказанная героем легендарного фильма, внезапно стала символом величия духа русского человека? Потому что пафос картины превозносит эту идею и доводит ее до уровня некоего подвига, при этом происходит подмена, наполнение одних символов абсолютно другими — алкоголь как вещество сакрализуется, становится символом «русскости», русской силы духа и бесстрашия перед врагами. А уже в наше время сценаристы всевозможных «Особенностей национальных рыбалок» и «охот» культивируют образ веселого пьяницы, эдакого беззаботного сказочного Иванушки-дурачка — бесхитростного, который попадает в сложные жизненные перипетии, но выбирается из них, получает какие-то блага и достигает успеха не обманом, а своей простотой. При этом он почти не бывает трезвым, конечно.
По сути, многие современные «произведения искусства» паразитируют на теме пьянства или попросту заигрывают с ней, делая вид, что алкоголизма как проблемы не существует. На самом деле перед нами минимизация или вышучивание проблемы — это классические примеры, о которых говорят на лекциях в реабилитационных центрах. Всё это — способы психологической защиты, так же, как и синдром отрицания, позволяющий закрывать глаза на свою жизнь, не видеть проблем в семье и окружающем мире. Так на фоне «веселых» алкогольных мемов, образов и метафор русские люди продолжают спиваться, гибнуть от алкоголя.
Зачем вообще употребляют алкоголь? Одни пьют, потому что не знают, как знакомиться, проводить время, общаться с друзьями на трезвую голову. Другие боятся делиться своими переживаниями, чтобы не показаться слабыми. Чтобы справляться с постоянными стрессами, поддерживать себя на плаву, развиваться творчески или материально, нужны психологические силы, поэтому многие используют алкоголь как костыль. То есть пьют потому, что хотят быть счастливыми, но не понимают, что для этого нужно, поэтому неправильно используют и расходуют ресурсы своего организма, неправильно относятся к своему здоровью. Никто не хочет страдать, быть несчастным, просто по дороге «к счастью» пьющий человек приобретает еще больше проблем, чем было до того, как он откупорил бутылку.
К сожалению, образ Иванушки-дурачка, который «после первой не закусывает», многими воспринят как «русская мечта», наш идеальный национальный образ. Идея Дня трезвости, который мы празднуем 11 сентября, в том, чтобы всем вместе попробовать дать переоценку этой так называемой русской мечте и сделать так, чтобы хотя бы у наших детей появилась мечта подлинная. Творчество, вера, дружба, саморазвитие, любовь, создание семьи — хотелось бы, чтобы всё это стало чертами нашей новой русской мечты, чтобы мы стремились быть лучше, стремились быть трезвыми, а не пьяными Ваньками-дурачками.
Для многих алкоголь — что-то вроде любимой игрушки, попробуй ее отнять — люди огорчатся. Что мы можем предложить взамен? Церковь предлагает любовь к Богу и ближнему, заботу, взаимопомощь и взаимовыручку, бескорыстное служение нуждающимся и ближним, ответственное отношение к своей жизни. Только обо всем этом сложно рассказать задорно и разухабисто, ведь для современных масс-медиа это некие клише, а не хорошо продаваемая история, это вам не «впитерепить».
К счастью, не вся современная питерская музыка дышит перегаром, отчаянно матерясь. В романтичной сцене из клипа на песню «Московские окна» в исполнении ретрооркестра молодой человек на перроне предлагает девушке поехать вместе с ним в Петербург. «А что в твоем Питере делать? Пить?» — насмешливо спрашивает она. А в ответ слышит: «Жить. Творить. Любить».
Статья в газете «Известия»