Этические проблемы вакцинации и трансплантологии: отношение Церкви

В православной среде распространяются порой противоречивые сведения о вакцинопрофилактике, методах искусственного оплодотворения, а также трансплантации органов тела взрослых и детей. Как поступать приходским священникам, когда прихожане просят благословение на подобные медицинские процедуры и операции? Эту тему обсуждали участники секции Рождественских чтений «Современные медицинские технологии в контексте традиционных ценностей», которая прошла 25 января в Синодальном отделе по благотворительности.
Открывая работу секции, доктор медицинских наук, профессор СПбГМУ имени И.П. Павлова, кандидат богословских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерей Сергий Филимонов рассказал об отношении Церкви к применению современных медицинских технологий.
Оживленную дискуссию в рамках секции вызвала тема вакцинопрофилактики. В последние годы распространяется точка зрения, что для изготовления вакцин против краснухи, ветряной оспы, гепатита А и некоторых других серьезных заболеваний используются клетки, взятые из тканей ранее абортированных эмбрионов человека.
«Греховные действия, в результате которых были получены такие клеточные линии, были совершены около 50 лет назад и больше не повторяются, поэтому вопрос вакцинации не должен вызывать вопросы у Церкви» — подчеркнула кандидат медицинских наук, член Общества православных врачей России, сотрудник кафедры детских болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Наталья Машукова. Современные вакцины не содержат ткани человеческих эмбрионов, они высокоэффективны и безопасны, заключила Наталья Машукова. Вакцинопрофилактика призвана спасать жизни и предотвращать тяжелые пороки развития у многих тысяч людей. А полный отказ от вакцинации может способствовать увеличению числа смертей, отмечает Наталья Машукова. Эксперт также напомнила исторически подтвержденный факт, что святитель Иннокентий Московский, а также святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лично проводили прививки.
В настоящее время также вызывает споры тема трансплантации органов и тканей человека. «Сейчас в России действует презумпция согласия, подразумевающая возможность трансплантации органов у умершего человека, если при жизни он в явной форме не выразил свое несогласие на пересадку», — сказал на конференции старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ имени Н.И. Пирогова Лев Ляуш. Однако презумпцию несогласия, распространенную в США и некоторых европейских странах, Православная Церковь считает более этически допустимой, отметил эксперт. Он также предложил обратиться к опыту Франции и создать национальную компьютерную базу по отказам от донорства, куда любой желающий сможет внести свое имя и таким образом обезопасить себя от нежелательной трансплантации.
«Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающееся и по ту сторону смерти, — процитировал Основы социальной концепции Русской Православной ЦерквиЛев Ляуш в завершении своего выступления, — Но такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека».
Екатерина КОРОТНЕВА

Поддержать работу Синодального отдела по благотворительности
Сделайте пожертвование онлайн. Вы можете оформить подписку на регулярное пожертвование или помочь разово.