04.12.2019, 11:00·Новости ·СМИ о нас

Такие, как мы

3 декабря в России и в мире отмечается Международный день людей с инвалидностью. Этот день был утвержден ООН для полной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. Какова ситуация с инклюзией в России и почему так непросто «включить в свою жизнь» непохожего на нас человека?

В последнее время в наши службы такси начали принимать на работу слабослышащих и глухих водителей. На примере недавней истории с Даной Борисовой, которая была шокирована тем, что ее не предупредили об особенности шофера, мы увидели: это пока еще очень пугает людей — они начинают паниковать, если их обслуживает глухой таксист и вступать в диалог с ним нужно через SMS.

С таким страхом и непониманием сталкиваются и некоммерческие организации. Петербургский благотворитель Мария Островская не раз делилась историей, о том, как тяжело шел процесс знакомства жителей деревни Раздолье с домом сопровождаемого проживания — совместного проекта организации «Перспективы» и местного храма. Вся деревня была против соседства с людьми с инвалидностью. Говорили: зачем они здесь нужны, для чего нам интернат в поселке? Даже подбрасывали во двор гранату. Но после нескольких лет жизни бок о бок поселок, который был категорически против людей с особыми потребностями, откликнулся на доброту и открытость новых необычных жителей. Сейчас они хорошие друзья, помогают дому сопровождаемого проживания, вместе отмечают праздники.

Отчего же у нас в обществе бывает такое отношение к людям с инвалидностью? Дело в том, что до начала XXI века в России они вообще были исключены из социума. В ограничении тех или иных физических, психических, интеллектуальных возможностей здоровья специалисты видели причину, по которой человек с инвалидностью не может жить, как остальные люди. Их считали больными, они должны были жить в больничных условиях, в максимальной безопасности и защищенности от внешнего мира. Людям с интеллектуальными нарушениями ставили клеймо «необучаемый».

Считалось, что так будет лучше для всех. Те, кого признавали обучаемыми, ходили в специальные школы, затем работали на специализированных производствах. Остальные были скрыты от общества стенами своих квартир или интернатов.

К началу 2000-х годов некоммерческие, в том числе церковные, организации уже активно помогали семьям, в которых жили люди с особыми потребностями, посещали детские и взрослые интернаты, пытались что-то изменить своими силами. Но они были вынуждены плыть против течения, сталкивались с непониманием руководства соцучреждений.

«Зачем высаживать ребенка из кровати, учить есть его ложкой, играть с ним? — говорили некоторые сотрудники сестрам милосердия. — Он больной и должен лежать в постели. Главное, чтобы он был накормлен и не простужался». Такому отношению способствовали и пробелы в российском законодательстве.

Ситуация кардинально изменилась в 2012 году. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и обязалась изменить подход к таким людям с медицинского на социальный. Что это означало? Людей с особыми потребностями требовалось перестать воспринимать исключительно как обитателей больниц и спецучреждений. Напротив, в каждом из них нужно увидеть человека, нуждающегося в полноценной жизни. Для этого, согласно конвенции, необходимо ликвидировать дискриминацию и обеспечить полное участие (инклюзию) людей с инвалидностью в жизнь общества. Наше государство закрепило эти обязательства и в российских законах.

Что такое социальная модель? Она основывается на «принципе нормализации». Это означает, что жизнь человека с нарушениями должна быть максимально приближена к жизни обычного человека — с праздниками, каникулами, путешествиями между работой и учебой, свободным временем для любимых дел и общения. И все это уже происходит не за высоким забором, а в обычной квартире.

Таких инициатив не очень много, но они есть в России. Например, проекты службы помощи «Милосердие» — Свято-Софийский социальный дом, Елизаветинский детский сад — реализуются именно по этому принципу. В последнее время в наших городах медленно, но начала формироваться доступная среда. Этому способствуют и усилия Русской Православной Церкви: храмы становятся всё более доступными для людей с различными нарушениями. Священнослужители изучают жестовый язык, проводятся богослужения с сурдопереводом, появляются рельефные иконы, а главное — обученные специалисты по оказанию ситуационной помощи.

Через призму социальной модели становится хорошо видно, что трудности и барьеры зачастую создает само общество. Однако основная проблема в инклюзии — на уровне сознания. Перед людьми с инвалидностью многие испытывают сильный страх. Матери часто уводят детей из песочниц, если туда приходит ребенок, например, с синдромом Дауна. Обычно так реагируют те, кто никогда раньше не взаимодействовал с подобными людьми и не понимает, как это нужно делать. А кто-то просто не готов впустить в свое сердце милосердие к такому человеку и всячески оберегает свое личное пространство, чтобы вообще не сталкиваться, не видеть и не знать.

Конечно, нашему обществу еще нужно немного времени и усилий, чтобы понять, что другой человек — совсем не страшный и от него не стоит ждать ничего плохого. Он абсолютно такой же, как мы все.

Сейчас в России очень благоприятное время для развития инклюзии и открытости к людям с инвалидностью — у нас много активных профильных НКО, добровольцев, неравнодушных людей, появляются различные обучающие программы, в целом уже накоплен немалый опыт в этой сфере. Главное – идти вперед, не бояться менять себя и систему вокруг. Эти перемены нам под силу.

Автор — руководитель направления по помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви 

Статья на сайте газеты «Известия».

Поддержать работу Синодального отдела по благотворительности

Помочь сейчас

Сделайте пожертвование онлайн. Вы можете оформить подписку на регулярное пожертвование или помочь разово.